Статья Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах

Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы (из опыта работы преподавателя)

С.В. Боровкова

Музыкальная школа (г.Лангепас)

В настоящее время клавишные синтезаторы и цифровые фортепиано являются полноправными спутниками акустических клавишных инструментов. В данной статье рассматриваются некоторые специфические особенности и возможности синтезатора при обучении игре на фортепиано.

Синтезатор представляет собой некую творческую мастерскую с готовыми электронными банками тембров, темпов, ритмов и использование этого арсенала демонстрационных средств может обогатить традиционную исполнительскую деятельность учащихся, создать предпосылки для более продуктивной работы за фортепиано в целом. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом.

Рассмотрим несколько понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать синтезатор: темп, ритм, тембр, жанр, стиль. Причем эти понятия настолько связаны между собой, что обучая одному из них, непременно затрагиваешь и другие.

Для определения темпа, указанного в произведении композитором или редактором, можно применять традиционный метроном. Из опыта работы известно, что не все ребята могут играть под метроном. Однако, если подходить к процессу творчески (а это один из способов мотивирования ученика), то целесообразнее использовать темповые возможности синтезатора.

Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Традиционный метрономический канон этого темпа 120 ударов (битов) в минуту. Если этюд (пьеса) написан в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Причем можно давать темп в сравнении, проиллюстрировать, как звучит это произведение в медленном, умеренном темпах, как меняется его характер и как влияет темп на образное содержание композиции. Размер три четверти подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которые в изобилии представлены в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.

Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Игра на фортепиано превращается в процесс совместного исполнения музыки, причем синтезатор выступает в качестве своеобразного дирижера, чья жесткая рука не дает ученику отклоняться от темпа и учит играть ритмично. Ритмы можно менять, экспериментировать, а темп устанавливать по мере подготовки ученика на данный момент. Даже прохождение гамм под темпо-ритмическое сопровождение превращается в занимательную игру. В определенный момент синтезатор выключается, и учащемуся предлагается самому продолжить игру уже без помощи музыкального компьютера. Каждое занятие по фортепианной технике становится интересным, творческим.





Конечно, не стоит злоупотреблять этим видом работы с учеником. Во всем, как известно, нужна мера. Это вспомогательный способ обучения, если можно так сказать экспозиционный, который приносит свои плоды в виде частично сформированных в сознании ученика и укоренившихся на слуховом уровне ритмоформул, метрических ощущений. После этого начинается подлинный процесс игры, когда обучающийся остается один на один с фортепиано и музицирует только на основе полученных знаний, слуховых представлений и формирующегося музыкального вкуса. И даже темп он должен выбрать самостоятельно, предполагая при этом некоторые выходы из времени (агогику), моменты напряжения и спада, движения вперед и замедления, которые необходимы для создания музыкального образа исполняемого произведения.

Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов, которые можно синтезировать. Это большое подспорье при изучении полифонии, кантилены. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора ‒ это аналоги тембров акустических инструментов.

Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, полезно представить в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты. Игра заданных пьес на аутентичных инструментах весьма проблематична, а вот синтезатор предоставляет возможность услышать и воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра. Обычно в практике работы над полифонией в музыкальной школе обучающемуся непременно рассказывается о сопрано, альте, теноре и басе. Используя возможности синтезатора, можно предложить другие составы инструментов: скрипка (флейта), альт, виолончель (фагот), контрабас. Ученику предлагается поиграть полифоническое произведение по голосам, услышать и запомнить окраску каждого голоса, а затем воспроизвести звуковые образы на фортепиано, приблизившись к тембру только что услышанного инструмента. И тогда игра ученика начинает приобретать совсем другое содержание.

При изучении сонаты учащемуся обязательно говорится об оркестровом слушании фактуры, ведь инструменты – это своеобразная палитра музыки. И здесь простор для фантазии безграничен. Синтезатор показывает эту красочную музыкальную палитру во всем великолепии различных тембров. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов – это значит приблизиться к оркестровке произведения и лучшему его прочтению.

Владение кантиленой, певучей манерой игры на фортепиано всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу инструмента, умению петь обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения: «Пой как скрипочка», «Веди звук, как смычок у виолончели поет по струнам», «А здесь флейта запела». Используя тоны синтезатора, можно сразу же сыграть музыкальный пример, охарактеризовать окраску инструмента и попытаться найти нужный тембр вместе с учеником на фортепиано. Процесс поиска тембра очень кропотливый, но именно он дает неповторимость звучанию и учит хорошему качественному пианизму, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. Привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса. Использование синтезатора на уроках специальности в музыкальной школе – это современное направление, которое, по мнению автора, можно внедрять в музыкальную учебную практику. Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. Введение новых методов, новых интерпретаций, нового наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.