Статья Использование ИКТ на уроках истории

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ цифровых образовательных ресурсов

в преподавании обществоведческих дисциплин

Кравцова В.А.,

учитель обществоведческих дисциплин

МОУ «СОШ№40» г.Старый Оскол,

Белгородской области

Ключевым направлением реформирования российского образования является обеспечение качественного, доступного и эффективного образовательного процесса. Модернизация образования предполагает новые приоритеты. Среди этих приоритетов — формирование информационной культуры и компетентности современного общества. Использование информационных коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития подрастающего поколения.

Большую роль в данном направлении играет активное применение информационных технологий в учебном процессе:

повышает мотивацию у обучающихся к изучению обществоведческих дисциплин;

способствует повышению качества знаний, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

позволяет оптимально расходовать силы, средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Для повышения мотивации к изучению предметов педагогу необходимо развивать познавательный интерес обучающихся. Поэтому ему нужен постоянный поиск более эффективных методов работы в образовании. Современному учителю требуется умение творчески мыслить, принимать решения и самосовершенствоваться. Помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями, учитель должен владеть информационной компетентностью: уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обрабатывать и использовать необходимую информацию средствами информационных технологий.

В своей практической деятельности я применяю информационно-коммуникативные средства, которые использую на уроках истории обществознания. Это, прежде всего:

Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.

Применение электронных учебных пособий  позволяют оптимизировать учебный процесс, так как сокращается время, которое на традиционных уроках, тратится на чтение текста учебника. Кроме того, электронные учебные пособия, которые активно применяться на уроках истории и обществознания содержат расширенную информацию, чем традиционные учебники. Хочется отметить мультимедийные учебники: «Обществознание. Практикум» (ООО «Марис»), «Всеобщая история 5 – 6 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), «История Нового времени.7 класс» (ООО «Кордис & Медиа»), «История России XX век»  (КЛИО-СОФТ) и задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса». (МедиаХауз).

Электронные библиотеки по курсу истории.

Наиболее интересными для работы на уроке и в процессе подготовки к уроку, являются следующие диски: “История России. 862-1917.”, “От Кремля до Рейхстага”, “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, “Мировая культура и искусство”, “Сокровища мирового искусства”, “Флот во славу России”, “Русский космос”, “История России XX век”. Достоинством этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, видеофрагментов, таблиц, схем, диаграмм. Кроме того, сейчас есть большой выбор учебных фильмов BBC на DVD: «Греческие Мифы. Правдивые истории», «Рим – рассвет и падение», “Крестовые походы”, “Леонардо да Винчи”, “Чингисхан” и другие.

Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, обществознания, подготовка к ЕГЭ).

Электронные тесты и тренажеры содержат задания учебного материала, позволяют организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, проводить мониторинг обученности. Компьютерное тестирование позволяет: исключить субъективизм преподавателя в оценке знаний учащихся;  оценить работу ученика в целом и в конкретных темах и разделах;  предоставить ученикам возможность самим оценить, сформировать свои знания. Практика показывает, что при выставлении отметки компьютером у ученика возникает меньше вопросов к учителю, чем при традиционном контроле. Электронные тесты и тренажеры позволяют выполнять задания в интерактивном режиме, что очень помогает при подготовке к ЕГЭ.

Интернет-ресурсы.

Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов Российской Федерации (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.

Наиболее эффективным на уроке является применение презентаций Power Point. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности, обучающихся на уроке. Работа в данной программе позволяет учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. Презентации готовят и сами ученики. Для этого они используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии.

На уроках истории и обществознания систематически использую электронную интерактивную доску, обогащающую возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами: работу с текстом и изображениями; созданием заметок с помощью электронных чернил; сохранением сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещением в интернете или печати; коллективным просмотром Web-сайтов, презентаций. Интерактивная доска позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. При использовании электронной доски на уроке учащиеся проявляют повышенную активность, более внимательны и заинтересованы.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания приводит к следующим результатам:

повышение уровня наглядности на уроке; повышение производительности урока; возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя; повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала; учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно, не заменять учителя, а только дополнять его. При подготовке к уроку необходимо определить:

для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;

какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;

какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

как организовать занятия с использованием компьютера.

Главным в работе педагога является результат. Как показывает практика, уроки с применением ЦОР следует проводить как можно чаще. Ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Таким образом, используя возможности информационных технологий, учитель может повысить эффективность преподавания предмета, добиться максимального учебного эффекта. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Список использованной литературы

1. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/

2. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.