статья Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения

Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя и ученика.

Интеграция – это соединение знаний из разных областей. Она способствует целостности восприятия мира и человека, живущего в нём и его познающего.

В центре изучения литературы, как одного из гуманитарных предметов, стоит человек.

природа

искусство

общество

религия

Общечеловеческие и национальные ценности

Человек – интегратор с его проблемами в сложном мире.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие школьные предметы имеют интегративный характер: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства. То же можно сказать о курсе музыки, изобразительного искусства. Интеграция в современной школе идёт по нескольким уровням : внутрипредметному и межпредметному.

Как результат этого процесса мы наблюдаем рождение абсолютно новых предметов, новых спецкурсов, рождение блоков уроков, интегрированные уроки разного уровня.

Интегрированный урок литературы – это урок творчества. Вот почему девизом моей работы стали слова «Изучение творчества учеников посредством собственного творчества.

Педагогика сотворчества – такова формула интегрированного урока.

Писателя, художника, композитора

ученика

учителя

Сотворчество

Урок литературы с точки зрения сотворческих принципов – это музыкально-драматическое действо, построенное по законам сценического искусства.: он имеет экспозицию, завязку, кульминацию, он наполнен музыкой, живописью и напрямую обращён к жизни. Он наполняется творческой деятельностью, требующей всех сил души, вдохновения. Известный профессор Гарвардского университета Уильям Джеймс писал: «Мы пребываем ещё в полудремотном состоянии, используя только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Человек обладает способностями самого разного рода, которые им обычно не используются». Главная цель, которую преследует интегрированный урок – это помочь детям выявит и развить с пользой для себя скрытые, заложенные природой способности.

Дети любят играть, поэтому на уроке литературы можно предоставить им такую возможность. Выбрать на уроке роль музыканта, фольклориста, художника, литературоведа, костюмера. На таком уровне нет дирижёра – учителя и ученика – инструмента, каждый выполняет свою роль, выбранную по желанию, уровню развития, степени одарённости.

Например. Урок – спектакль в 11 классе. Тема: «А.И. Куприн и его эпоха». Каждый ученик получает индивидуальное задание. Группа актёров начинает урок инсценированием эпизода «День рождения Куприна». Затем слово переходит к биографу, который посвящает нас в основные этапы жизни и творчества писателя. Рассказ сопровождается монологами и диалогами из гимназических лет Куприна. Урок продолжает литературовед. Он представляет фрагменты анализа рассказа «Гранатовый браслет». В рассказ вписывается сцена прощания Веры Николаевны с телом Желткова, которую выразительно читает один из учеников. Действие захватило всех, тишина. Хозяйка квартиры, в которой жил герой, читает: «Если случится, что я умру, и придёт поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…» Звучит соната №2 Бетховена. Ребята слушают и стараются услышать куплеты признания в любви, каждый из которых заканчивается словами: «Да святится имя твоё». В заключении музыковед посвящает нас в историю создания музыкального произведения.

Другая, очень благодатная тема для проведения интегрированных уроков – это Евангелие. С библейскими легендами мы знакомим детей с 5 класса, и я стараюсь, чтобы эта тема проходила в каждом классе. Включаю в уроки материал по истории церковной архитектуры и живописи.

Например, в 9 классе провожу урок «Соборы Московского Кремля». К уроку ребята готовят сообщения об истории Москвы, архитектуре, презентации и виртуальные путешествия по Кремлю. Рассматриваем иконы и фрески Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. На таких уроках использую музыкальные произведения Мусоргского «Рассвет на Москве – реке».

Уроки, связанные с евангельскими мотивами, предваряю рассказом о Евангельских именах. Ученики проводят исследования о значении имени Иисус и выясняют, что в переводе оно означает «спаситель» и переделкой с древнееврейского Йешуа, именно с этим именем мы встречаемся в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Узнаём много интересного о именах Ирод, Иосиф, Мария Иоанн.

Во время изучения творчества Ф.М. Достоевского задаёмся вопросом: почему Соня читает Раскольникову притчу про воскресение Лазаря? И мы берём Евангелие и читаем притчу.

Читая поэму Блока « Двенадцать», ребята задают вопрос: почему Исус, а не Иисус? Снова отвечаем на этот вопрос, вспоминая Евангелие.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» снова встречаемся с библейскими именами. Авдий Калистратов – главный герой романа, подобно Иисусу, распят кучкой одуревших от крови и водки подонков. Продолжая тему Евангелия, обязательно беру в 11 классе повесть И. Шмелёва «Человек из ресторана», где проповедуются заповеди не укради, почитай отца своего и мать свою.

Часто такие уроки не вмещаются в рамки сорока минут, тогда они удачно сочетаются с внеклассной работой.

Таким образом, одним из самых существенных результатов интеграции должно быть единство в формировании у ребят ценностей, изучаемы в процессе постижения различных школьных предметов. К таким ценностям относятся язык и речь, культура, взаимоотношения людей, история страны и народа.