Статья Информационные компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы

Статья «Информационные компьютерные технологии

на уроках русского языка и литературы»

Автор — Каргу Наталья Эйновна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, а в перечне образовательных технологий, предлагаемых современной школе в рамках этого проекта, значительное место принадлежит информационно-коммуникационным технологиям.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности обучения и самообучения,  повышения качества образования.   

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются учащимися по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Что же такое ИКТ ?

Информационные компьютерные технологии – это технологии, ориентированные на организацию учебного процесса на основе использования современных программных средств, реализующие информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и другие функции.

Каковы функции компьютера на уроке?

Источник учебной информации

Наглядное пособие

Тренажер

Средство диагностики и контроля

Каковы преимущества использования ИКТ ?

Расширение возможностей предъявления информации.

Разнообразие форм учебной деятельности на уроке.

Повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний.

Увеличение объема выполненных на уроке заданий

Совершенствование практических умений и навыков школьников.

Развитие интеллекта учащихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации.

Осуществление индивидуального подхода в обучении.

Повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его форм.

Активизация творческого потенциала ученика и учителя.

Повышение интереса ребят к изучению предмета.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

Чрезмерное увлечение ИКТ на уроках может привести к преобладанию наглядно-иллюстративных методов в ущерб развивающему обучению.

Вероятность технических неполадок.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Уроки «открытия» нового знания

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать фотографии, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология подачи материала – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Уроки актуализации и обобщения знаний

При закреплении пройденного материала учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, тренажером и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Уроки повторения

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), предложить решить головоломки, кроссворды, использовать игровые ситуации с применением полученных знаний.

Уроки развития речи

Легко ли написать сочинение по картине, описать то, что изобразил художник, поделиться своими впечатлениями, выступить в роли экскурсовода, заинтересовать слушателей? Задача эта непростая, но решить ее поможет урок подготовки к сочинению, построенный на основе презентации.

Исследовательские, проектные, творческие работы учащихся

Учащиеся — не просто пассивные поглотители информации, поэтому целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо бы отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика. Оценивается работа по заранее заданным критериям.

Подготовка к ЕГЭ

Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Уроки внеклассного чтения

Интересной формой проведения урока внеклассного чтения является,

например, презентация книги.

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы имеет самое широкое применение. Но во всем хороша золотая середина. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении педагога другими методическими средствами. Учителю нужно стремиться к тому, чтобы компьютерная поддержка урока была продуктивной, уместной и интересной.