Статья Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения различных процессов в природе и обществе.

Е.М.Курбатова

В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний. Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20–30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. И очень многое зависит именно от школы. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работа с одаренными детьми ведется по нескольким направлениям:

- это индивидуально -дифференцированный подход на уроках математики. Если дифференцированное обучением – это одна из форм организации учебной деятельности учащихся, то индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, – это установленный и многократно проверенный факт, не требующий специальных доказательств. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одаренными детьми еще больше отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая регулярного наблюдения, постоянного анализа и учета результатов.

Представляется целесообразным разделить эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося – и физических (здоровья), и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности и даже условий жизни в семье. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинского [1]. Для этого используют личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.

2. Выделение групп одаренных детей в каждом классном коллективе.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приемы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объема и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главный возникающий вопрос в работе с одаренными ребятами на уроке: как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные не скучали?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работа учителя начинается еще при составлении рабочей программы.

Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Также целесообразно использовать различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяя и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны[2]. Наибольшего результата в работе с одаренными детьми на уроках математики можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одаренных детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческие задания.

Для уроков обобщения изученного материала целесообразно широко использовать такую хорошо известную форму обучающего контроля, как зачет. При этом одаренные дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке. Большое количество возможностей по развитию

познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению математики предоставляет дифференциация домашнего задания:

– прием «три уровня домашнего задания» –

учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это – творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.;

– прием «особое задание». Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности;

– прием «энциклопедист» предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложненных заданий или дополнения в урок;

– прием «молодой учитель» – ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.





Метод проектов. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используются на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Активное включение школьников в создание проектов дает им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.

Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по математике, выполняемые в практике работы, систематически получают высокие оценки.

Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагаются макет и компьютерная презентация.

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам [3].

Индивидуальные и коллективные занятия также проводятся с учащимися, сдающими ЕГЭ по математике в 11 классе, им также оказывается консультативная помощь.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективно применение информационных технологий, которые позволяют по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках математики используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Ребята стараются самостоятельно применять проекторную технику.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке математики позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и математики. И как естественное следствие всех этих составляющих – имеет место повышение качества знаний учащихся.

С точки зрения использования ИКТ на уроке представляется возможным разделить эти уроки на четыре группы:

1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель–ученик.

3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения определенной цели.

4. Интегрированные уроки. Такой урок проводится совместно с учителем информатики.

При объяснении нового материала используются графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации[4]. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем данные; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний.

Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

В заключение отмечу, что использование в своей работе информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни.

1. Ушинский о воспитании // Воспитать человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vp_ch.ru/node/60.

2. Садыкова О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.

3. Социальное партнерство: «Олимпиадный тренинг». – Томск, 2007. – 108 с.; Работа с одаренными детьми: инновационный проект подготовки к этапам Всероссийской олимпиады. – Томск, 2006. – 43 с.

4. Демьянчук О.Г. Интенсификация обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала и алгоритмов различных видов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru.