Статья Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально- педагогической деятельност

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ЕГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю. Н. Славинская

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки имеет ярко выраженное социальное предназначение. Оно заключается в формировании личности учащегося посредством приобщения его к общечеловеческим ценностям, которые содержатся в подлинно художественных образцах музыкальной культуры; в раскрытии творческих сил ребенка путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность [1; 160]. Высокая миссия учителя как деятеля музыкальной культуры определяет целевую направленность и содержание его музыкально-педагогической деятельности.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленных спецификой музыкального искусства. Она является отражением его профессиональной подготовки. Содержанием музыкально-педагогической деятельности учителя является осмысленный и переработанный опыт, характеризующийся «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Для учителя музыки овладение содержанием педагогической деятельности отнюдь не означает хорошее знание только своего предмета; своевременное образование предъявляет к нему более широкие требования – усвоить необходимую для него сумму философских, социальных, психолого-педагогических идей и уметь их трансформировать применительно к специфике своей профессии.

По словам Л.Т. Арчажниковой, педагогическая деятельность учителя музыки представляет собой синтез сугубо педагогической и музыкальной деятельности и может быть охарактеризована как целостная система. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства [2; 58].

В структуру музыкально-педагогической деятельности входят: конструктивная профессиональная, музыкально-исполнительская, коммуникативно-организаторская, исследовательская деятельности.

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказать детям о музыке, её формах, жанрах, давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы и др.

О широком профиле педагога-музыканта писали видные деятели музыкальной культуры – Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина и др. Ещё в 20-е годы Б.В. Асафьев указал на качества, необходимые педагогу-музыканту в его музыкально-педагогической деятельности. «Музыкальный педагог» в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, и в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание на ту или иную сторону [2; 15].

Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и музыкальное творчество и др.

Как говорилось, профессия педагога-музыканта имеет свои специфические особенности и требует от человека определённого комплекса способностей и личностных качеств.

Вопрос об индивидуальном стиле учителя музыки имеет большое значение для музыкального обучения и воспитания, которые он осуществляет в своей просветительской деятельности.

Под индивидуальным стилем деятельности учителя музыки понимается самобытный сплав личностных и деятельностных качеств, способностей, умений, предпочтений учителя, которые делают его неповторимым и легко узнаваемым.



Стиль деятельности учителя музыки определяется положительными качествами, комплексом неординарных, запоминающихся, творческих проявлений его разнообразной музыкально-педагогической деятельности. Педагог-музыкант не должен использовать «дурной» стиль, например, манеру общения с детьми (грубые слова), выбор репертуара, исполнительские интерпретации произведений, не имеющие ничего общего с их художественным замыслом и т.д.

Рассматривая проблему стиля деятельности учителя музыки, необходимо уточнить, в каком отношении в ней находятся такие категории, как личность учителя музыки и его деятельность. В музыкальной педагогике эти понятия почти не разделимы, поскольку индивидуальный стиль деятельности учителя музыки чаще всего является выражением его профессиональных и личностных качеств.

В программе «Теория и методика музыкального образования школьников» представлены индивидуальные стили выдающихся педагогов-музыкантов: Н.Л. Гродзенский (хоровое пение), Д.Б. Кабалевский (композитор, автор учебной программы по музыке, организатор телевизионного цикла «Учителю – урок музыки», М.Ф. Головина (организатор уникальных общешкольных «лицейских вечеров») [3; 138].

Если рассматривать индивидуальный стиль А. Самойловой, обладательницы Гран-при Второго Международного конкурса им. Д.Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века», то можно сказать о его гармоничной связи поэзии с музыкой, манере общения с детьми, артистическом исполнении собственной, сочинённой музыки [1; 175]. Этот стиль педагога-музыканта гармонично связал и искусство, и манеру общения с детьми.

В индивидуальном стиле профессиональной деятельности А. Самойловой можно отметить, что на фоне наличия всего комплекса умений, относящихся к видам музыкально-педагогической деятельности, на первый план выступили её профессиональные творческие композиторские способности, стремление развить в своих воспитанниках соответствующие умения импровизировать, желание пробудить у детей фантазию, интуицию, воображение [1; 175].

В силе другого яркого участника Второго Международного фестиваля 2002 г. им. Д.Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века» – Т.Н. Кравченко, учителем с большим опытом работы в школе, преобладали уникальный комплекс способностей и умений, а также яркая музыкальность в пении. Т.Н. Т.Н.Кравченко – прекрасный пианист и профессионал в вокально-хоровой работе с детьми на уроке музыки. Татьяна Николаевна владела профессиональной манерой общения с детьми, она была пропитана теплотой и задушевностью, но всё же педагог оставался достаточно требовательным к своему предмету.

В результате ребята на уроке музыки вели себя раскованно, активно, и это способствовало созданию особой атмосферы занятия [1; 176.].

Немаловажное значение для формирования индивидуального стиля учителя музыки имеет формирующийся у него в процессе вузовского обучения «образ профессии».



Е. Щербакова, студентка МГПУ, рассматривает эту проблему сквозь призму идеального и реального компонентов образа профессии, то есть каким студент хотел бы видеть себя в будущем (идеальный компонент) и каким он является, с его точки зрения, на настоящий момент (реальный компонент) [1; 176].

Выявлено, что отношение к профессиональной деятельности изменяется в процессе теоретического и практического овладения квалификацией «Учитель музыки», причём образ профессии меняется не только в сфере реального, но и идеального компонентов.

Итак, индивидуальный стиль – это обобщающая характеристика деятельности учителя музыки, который складывается не только из профессиональных музыкальных знаний, творческих устремлений, но и из конкретных результатов работы с детьми.

Литература

Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева// – М.: Академия, 2004. – С.160-176



Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки / Л. Г. Арчажникова// – М.: Просвещение, 1984. –С.15-58.

Примерная программа дисциплины «Теория и методика музыкального образования школьников» – М., 1997. – С. 138.