Статья ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира.

I Актуальность темы

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

 Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

  Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации

Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока — во время индивидуальной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений.

Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю «оживить» урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание.

Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира учащихся является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

Использование медиатехнологий на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

II Особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.

 Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Но  у детей с ограниченными возможностями здоровья сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей

 Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в этом контексте приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

В последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании.

 Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных школах VIII вида. Поэтому учителя используют их не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.  Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint, обеспечивающие наглядность.

 Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день актуальнo, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса.

 

Модель использования ИКТ на уроках:

 

1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.

 2. Презентации – диафильмы.

 3. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока и позволяющие учителю, не знакомому с методической разработкой урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации провести высокопродуктивное занятие.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

 Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.

  Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи расширяет возможности представления информации.

Проектируя урок с использованием электронной презентации учитель должен продумать, какие цели он преследует, для чего предназначен такой урок: для изучения нового материала, предъявления новой информации, для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков, для обобщения, систематизации данных. Вполне очевидно, что степень и время показа презентации на уроке могут быть различными и применяться на любом этапе урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того. Как учитель подготовился к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Практика показывает, что благодаря использованию КТ учитель экономит до 30% учебного времени, а экономя время можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Вместе с тем, не следует увлекаться использованием ИКТ в учебном процессе. Важно помнить, что по требованиям СанПиНа в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 уроков. После занятий с применением презентаций необходимо проводить гимнастику для глаз.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

III Обоснование использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира.

Я провела исследования для обоснования использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира

Влияние ИКТ на активизацию процесса восприятия и запоминания информации на уроках окружающего мира.

В исследовании принимали участие 4 ученика класса «Особый ребенок». Дети должны были заучить стихотворение за 2 недели:

а) без наглядности

б) с использованием картинок в качестве наглядности

в) с использованием КТ (картинка +звук) и воспроизвести содержание через месяц

Результаты исследования показали, что в случае, когда стихотворение запоминалось без использования наглядности или использовались картинки, через месяц только 1 ученик смог воспроизвести текст. В случае. Когда при заучивании стихотворения использовалась презентация, через месяц 1 ученик рассказал самостоятельно и 3 ученика — по слайдам.

Влияние ИКТ на активизацию зрительного внимания на уроках окружающего мира.

Исследование проводилось в 2010-2011уч. году по теме «Транспорт». По результатам исследования видно, что при проведении урока с использованием презентации у 4-х учеников из 4-х зрительное внимание достаточно устойчивое (до 15 мин)

В 2011-2012уч. году такие же исследования проводились по темам «Домашние животные и их детеныши» и «Собираем букет».

Результаты:

Три ученика из 4-х показали достаточно устойчивое внимание (до 15 мин.) и один – устойчивое (свыше 15 мин.)

Два ученика из двух показали устойчивое внимание (свыше 15 мин.)

Выводы:

При условии реализации возможностей современных компьютерных технологий усвоение учебного материала идет успешнее, обучающий эффект достигается в более короткие сроки по сравнению с традиционными методами обучения. На уроках с использованием ИКТ повышается быстрота и прочность усвоения материала, активизируется внимание, усиливается мотивация обучения, расширяются границы наглядных методов обучения, развивается способность к осознанному восприятию информации, расширяются возможности представления информации.

Использованная литература

«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001

4. Информационное письмо МОРФ о Проекте Информатизации системы образования., 2006г.5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпавева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999г.6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986г.7. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М., 2002г.8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995г.9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003г.10. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М., 1982г.. 11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. – М., 2001г.