Статья Идея создания цифровой школы и её реализация Первые успехи перспективы проблемы

Идея создания цифровой школы и её реализация: первые успехи, перспективы, проблемы

Тупицына Ольга Викторовна, учитель математики, МОУ СОШ №6 гикина Бикинского муниципального района Хабаровского края

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Много лет назад, исследуя причины неуспешности школьников в изучении математики, я проанализировала свою учительскую деятельность и пришла к выводу о необходимости дифференциации обучения, чтобы на мои уроки ученики приходили с желанием, потому что обучение должно стать посильным для всех без исключения, каким бы не был их уровень подготовки и способностей. Требования к качеству обучения ежегодно возрастает, что заставляет совершенствовать методику преподавания и определяет профессиональную траекторию профессионального развития каждого педагога. Для меня, учителя математики, возникла потребность в использовании технологии уровневой дифференциации как наиболее продуктивной в тот период технологии обучения. Кроме того, в свете требований к уровню обученности математике в разрезе подготовки к единому государственному экзамену, я понимала, что многим моим ученикам необходимы более высокие умения и навыки, более глубокие знания по предмету, и данная технология, несомненно, стала средством повышения качества математического образования. Но жизнь не стоит на месте.

Стремительные изменения в современном обществе и глобальная информатизация потребовали от школ обучения и воспитания нового конкурентно способного выпускника. Образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования образовательных процессов, направленных на получения результатов, которые удовлетворяют такому информационному обществу.

Чтобы соответствовать требованиям, нам, учителям, необходимо научить школьников:

не запоминать, а умственно развиваться, используя усвоенное;

не констатировать знания на ассоциативном уровне, а динамически структурировать систему умственных действий;

не слыть ориентиром «середнячка», а стать участниками индивидуализированных программ обучения;

не внешне мотивировать учение, а нравственно внутренне его регулировать.

Так я пришла к технологии модульного обучения.

Технологии блочного, модульного и проблемно — модульного обучения как нельзя лучше удовлетворяют запросам современного обучения старшеклассников для интеграции ими приобретенного опыта в условиях совместной деятельности учителя и ученика, совокупности приёмов и методов, проектировании и организации процесса обучения и, обязательно, наличия комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Первыми положительными результатами использования современных образовательных технологий, прежде всего модульных, в моей профессиональной педагогической деятельности стали:

динамика результатов срезовых работ;

100%-ное участие школьников в работе во время уроков;

развитие их познавательной самостоятельности, исходя из уровня самоактуализации;

мотивация учащихся к деятельности и их личностное саморазвитие.

Рефлексия на каждом этапе урока позволяет зафиксировать достаточно заметный переход от знаний к умениям, а самостоятельное исследование нового обеспечивает переход к навыку. Подготовка учащимися презентаций к урокам, тестирования, выполнение тренировочных заданий в рамках подготовки к ЕГЭ на компьютерах и в режиме on-line формируют у учащихся собственный опыт.

В 2010 учебном году в Бикинском районе была создана школа старшей ступени. Следующим шагом развития нашего учебного заведения — переход на цифровое обучение в 2011/2012 учебном году, что, несомненно, будет инновационным событием. Педагогический коллектив, работающий в новой школе, понимает необходимость использования современных технологий и методов обучения, ориентированных на развитие компетентностей. Более того, образовательное «know how» требует от педагогов более серьезного самообразования, саморазвития и самосовершенствования в реализации профессиональной карьеры. Как сказал Жозеф Жубер, обучать — значит вдвойне учиться. Это девиз педагогов школы №6 г.Бикина, готовящихся к работе в режиме цифровой школы.



Согласно модулям цифровой школы, у каждого учащегося планируется собственный ноутбук для работы на уроке. Приёмы же учебной работы, такие как: анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания,- теперь могут храниться в компьютере у каждого школьника, и при необходимости к материалу можно будет вернуться. Кроме того результаты проектно-исследовательских работ в виде презентаций, обработка ЦОРов, а в перспективе и создание своих ЦОР, всегда будут «под рукой» у каждого обучающегося.



Интерактивные и ИКТ-технологии обучения с использованием интерактивных досок и другого оборудования, планируемые в каждом учебном кабинете, позволят учащимся видеть реалистичные двухмерные и трехмерные объекты учебной дисциплины, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, что также обеспечит реализацию развивающего обучения на практике.

Для меня, как для учителя-предметника, использование интерактивной доски сократит время, затрачиваемое на подготовку к занятию. Использование видеосюжетов, движущихся объектов, схем, таблиц поможет улучшать качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока. Также облегчит проверку наиболее сложных и требующих внимания заданий, выводимых на экран с помощью фотосъёмки. Автоматизированное рабочее место учителя «хранит» информацию по нужным темам программы, презентации к классным часам и родительским собраниям. Большим приобретением станет возможность соединить мое рабочее место через Интернет с нужными электронными ресурсами по разделам школьной программы, и я смогу наглядно иллюстрировать материал. Локальная школьная сеть даст возможность пользоваться школьным электронным журналом и общей информацией.

Но самым важным в идее создания цифровой школы считаем создание условий для расширения коммуникативных компетенций школьников. Ведь теперь у них под рукой будет не только ресурсная база, но и появится возможность создавать продукты интеллектуальной деятельности — от масштабных межпредметных проектов до квест-технологий при подготовке домашних заданий. Расширяется интеллектуальная среда, возможность работать в дистанционном и он-лайн режимах. Расширятся связи с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Снимаются ограничения удалённости от научных центров. Думаем, всё это будет обеспечивать качество образования, так как его главный критерий – доступность.

Несмотря на многие положительные стороны возможностей цифровой школы, анализ реально сложившейся ситуации позволяет увидеть проблемы и прогнозировать риски, как в своей учительской деятельности, так и в масштабах нашей цифровой школы.

На мой взгляд, острой проблемой для меня, как учителя математики, является грамотное построение такого урока, который бы позволил максимально использовать цифровые технологии. Передо мной дилемма: использование только современных образовательных технологий и полный отказ от традиционных методик или их сочетание? Каким должно быть это соотношение? Эти вопросы очень волнуют меня.

Использование современных методов обучения требуют от учителя высокого профессионализма и опыта, в том числе и в области ИКТ-технологий. Такие же навыки должны быть и у школьников. Значит, надо готовить к работе в цифровой школе ребят 5-9 классов. Цифровая школа должна стать ресурсным центром для всего района.

Использование современных методов обучения требуют от учителя высокого профессионализма и опыта. Приобрести подобный опыт возможно благодаря непрерывному самообразованию, взаимодействию с коллегами внутри школы и на сетевых сообществах, последнее является неким психологическим барьером для многих.

Работа в цифровой школе предполагает от педагогов системной, непрерывной, оперативной диссеминации опыта.

Наличие нового оборудования в школе не решит проблемы качества образования, если в школу придут слабо мотивированные старшеклассники.

Существует вероятность того, будет ли возможность школе или учителю шагать в ногу с научно-техническим прогрессом.

Очень часто педагогическое осмысление использования той или иной современной техники происходит после того, как она установлена и внедрена, отсюда нередко разочарование в её возможностях.



Таким образом,  сегодня решаются базовые задачи, очерчены перспективы, организована подготовительная работа, погружение в проблемы обучения в цифровой школе.

Но  предстоит большая работа по переходу школы старшей ступени в режим цифровой школы. Коллективу школы необходимо решить целый комплекс задач, связанных с автоматизацией и компьютеризацией всех видов школьной деятельности; привить потребность к интенсивному саморазвитию, к диссеминации опыта, к новым формам взаимодействия всех участников образовательного процесса.