Статья я и мои права

Статья « Знаю ли я свои права?» Селиверстова С.С учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №184 Калининского района для ДМ «Атлант»

Сегодня много людей на Земле не знают своих прав. Я считаю, что человеку, не знающему свои права тяжело жить в современном мире. На уроках обществознания, мы изучаем свои права в школе, в магазине, на улице.

В старших классах, мы будем изучать свои права и обязанности, которые нам пригодятся в будущей жизни.

Конвенция о правах ребенка — главный документ страны, в котором закреплены права маленького человека. Сегодня я уже знаю, что каждый ребенок имеет право на жизнь, а при рождении имеет право получить имя, фамилию, отчество. Но это только начало наших прав. Сейчас мы имеем право на образование. Какие права связаны с правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав, например:

Выбор образовательного учреждения.

Обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка.

Получение бесплатного начального и среднего общего образования.

Получение образования на родном языке.

Учителя не должны ущемлять права учеников, оскорблять и унижать достоинства, а тем более применять физическое насилие. Ребенок имеет право тогда написать жалобу администрации школы.

Права несовершеннолетнего закреплены так же: в гражданском кодексе РФ, в семейном кодексе РФ. Например, до 14 лет ребенок имеет право совершать мелко бытовые сделки, которые не превышают определенной суммы, указанной в ГК РФ. В семейном кодексе, сказано, что с 14 летнего возраста ребенок имеет право выбирать с кем он останется при разводе родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства. Им должны предоставить место для проживания (детский дом, интернат), и оказывать материальную помощь, включая питание и одежду.

Я решила провести опрос в школе и задать вопросы ученикам по теме:

« Знает ли вы свои права»?

Вопросы были заданы детям такие:

Если бы тебе дали слово в парламенте в защиту прав детей и молодежи, что бы ты сказал?

•  Какие законы нужны для защиты прав детей и подростков?

•  Что сделать, чтобы власть считалась с детьми, принимая законы?

•  Как защитить подростков от жестокости взрослых?

•  Как обеспечить право на информацию и защиту детей от насилия в средствах массовой информации?



•  Как обеспечить право детей на жизнь и здоровье в мире без наркотиков и психотропных веществ?

•  Почему дети не знают своих прав и нередко чувствуют себя бесправными?

Ответы были все разные. По первому вопросу отвечали, что ребятам должны говорить об их правах взрослые, чтобы больше было уроков обществознания, где разбирались бы разные жизненные моменты, в которые попадает подросток сегодня, и какие он имеет права в сложившихся ситуациях. Если бы я выступала в парламенте, то обратилась бы ко всем взрослым и сказала, что мало на сегодняшний день прав у подростка, а если их еще и ущемляют в правах, то на что нам надеяться и как нам доверять взрослым после этого. Например, в Конвенции о правах ребенка есть статья, где говориться о бесплатном медицинском обслуживании, а попасть к бесплатному зубному врачу нельзя, ограниченное количество талончиков в день; и чтобы сдать кровь опять надо платить, только из-за того, что нет полиса.

А где должен искать защиты ребенок, если его избивают родители? Все равно его вернут родителям, а потом остается ждать, пока его еще раз не покалечат, а потом только он получит защиту от государства.

Надо срочно пересматривать некоторые законы и менять ситуацию в стране, и разрабатывать Государственной Думе проект: « Права ребенка третьего тысячелетия».

Чтоб там было отображено, что детям должно разрешаться и на что они должны иметь право.



Я предлагаю примерный план этого будущего проекта. Ребенок должен иметь право:

Родиться. Я против абортов, так как среди не родившихся детей могут быть и выдающиеся люди, а их лишают права родиться. Родители должны понимать, что не надо создавать таких ситуаций, при которых мог быть плачевный итог. Пусть лучше женщина родит его, и если ребенок не нужен маме, есть другие бездетные люди, готовые все сделать ради ребенка и его достойно воспитать.

Быть любимым. Так как у любого ребенка должно быть два любящих его человека, которые смогут ему дарить любовь и тепло каждый день. А не говорить, что они работают до позднего вечера, чтоб дать ребенку питание или одежду. Главное любовь и забота, а деньги – это все второстепенное и наживное.

На дружественную среду обитания. Ребенку нельзя все запрещать, так как мы живем в мире опасностей, и они нас подстерегают на каждом шагу. Так что человечек учиться на своих ошибках. Ребенок должен быть подготовлен для жизни в мире, где есть опасности, и умел от них защищаться.

На свободу от агрессии. Не должны родители и взрослые применять к детям меры физического насилия, есть много слов, чтоб с помощью их объяснить ребенку, что нельзя так поступать. Наказание ребенка – это последнее дело. За жестокое отношение с детьми таких взрослых нужно наказывать.



На уважение со стороны взрослых и других детей к своим мыслям, чувствам и желаниям.

На уединение.

Если ребенок хочет находиться какую-то разумную часть времени вдали от взрослых и подумать, то они не должны ему мешать, а обязаны создать ему условия для уединения.

На помощь в решении любой проблемы.

Общаться с животными, если у ребенка есть такое желание.

Иметь родителей и других взрослых вокруг, знающих права ребенка. Что толку в правах, если их не знают те, от кого зависит их соблюдение?

Вот примерный план моего проекта. Спасибо ребятам за то, что помогали разрабатывать проект прав, которых мы бы хотели иметь на сегодняшний день.

Не зря ведь отмечают сегодня праздник 1 июня — «Международный день защиты детей». Но, что делается для их защиты? Очень много законов у нас , связанных с защитой детей, но как часто они реализуются, то тут стоит задуматься….

Права ребенка – это понятие достаточно новое. С древних времен к ребенку относились вообще как к чему- то второстепенному. Раньше дети не имели своих прав, а сейчас их не знают. Авторитетами для детей считаются их родители, значит, они должны рассказать ребенку его права и объяснить их. Они должны понимать, что ребенок в первую очередь – беззащитное существо, но не бесправное. Ребенок всегда должен получать защиту и опеку от своих родителей, и родители должны объяснить ему, что у каждого человека, у каждого гражданина и у каждого ребенка В нашей стране есть права и обязанности, и нужно не только их знать, но и применять!!!