Статья Где источники способностей и дарований детей

Где источники способностей и дарований детей?

«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией»

М. М. Кольцова

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающего мира, тем легче выразить свои мысли и активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

«Развитие функции руки и речи у людей идет параллельно, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, таким образом, кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат, еще одна речевая зона мозга» — Кольцова.

Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для философов, языковедов, историков, биологов.

И. М. Сеченов был одним из этих ученых, который интересовался развитием руки и пришел к следующему выводу: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат активного взаимодействия с окружающей средой».

То есть прежде, чем рука ребенка начнет в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит значительное время. Начинается развитие ручной моторики с младенческого возраста.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Возраст

Навыки

3-4месяца.

Начинается развитие ручной моторики с младенческого возраста.

Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над ним, кроваткой предметы и постоянно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве, учитывать форму, величину предмета; таким образом, у ребенка происходит восприятие развитие восприятия и зрительной координации.

Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук.

Конец года.

Совершенствуется типы хватания:

маленькие предметы хватает одной рукой, большие двумя руками.

Хватание кулаком.

Щепотью (3 пальцами).

Указательный (2 пальцами).

Дифференцируются движения:

Расставлять пальцы.

Сжимать в кулак, вместе.

Выделять 1-2-3 пальца.

1-2 года.

В развитии моторики у детей раннего возраста большую роль играет соотнесение действия, то есть такие действия, когда нужно совместить 2 предмета, части предмета.

Принцип соотносящих движений лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, пирамидки, сложи картинку, «почтовый ящик»).

Держит два предмета в одной руке.

Чертит карандашом «каракули».

Переворачивает страницы в книге.

Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года.

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое.

Играет с песком и глиной.

Открывает крышки, использует ножницы (режет), красит пальцем.

Нанизывает бусы.

Рисует по образцу крест.

3-4 года.

Держит карандаш пальцами.

Обводит по контурам.

Копирует формы несколькими чертами (крест).

Воспроизводит формы.

Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет.

Рисует карандашом или цветными мелками.

Раскрашивает простые формы.

Копирует заглавные печатные буквы.

Копирует квадрат, звезду.

Рисует простой дом (квадрат и диагонали).

Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела.

Дорисовывает три части в недорисованный рисунок.

Собирает и строит постройки из 9 и более кубиков.

Складывает бумагу больше чем один раз.

Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3частей).

Шнурует ботинки.

5-6 лет.

Аккуратно вырезает картинки.

Пишет буквы и цифры.

Дорисовывает недостающие детали в картинке.

Бьет молотком по гвоздю.

Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких- либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев, и подготавливает мышцы руки к письму. Кроме того, включение в занятие пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно- психического перенапряжения.

Взрослым рекомендуется знакомить детей с такими играми и упражнениями в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию удерживать статическую позу кистей и пальцев рук, а затем – игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети, во- первых, упражнялись в разных действиях и во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обоих рук.

Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук.

Флажок

Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут вверх.

Очки

Образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

Улитка

Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы левой руки, расставив их.

Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей

рук.

Пальчики здороваются

Пальчики правой и левой руки поочередно касаются друг друга.

Человечек

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для кота.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для улитки.

Эта долька – для чижа.

Ну, а волку – кожура.

Начиная с мизинца. Загибать попеременно все пальцы.

Игры с пластилином.



Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы увидите. Как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а за тем все более сложные фигурки.

Игры с бумагой.

Это комплекс игр:

Аппликация;

Оригами;

Плетение ковриков;

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней- шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Рисование.

Рисование – любимое занятие всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность. Используйте любую возможность: рисуйте на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем стекле и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контору, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Графические упражнения.

Веселая игра «дорожки» наверняка заинтересуют малыша. Особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты. По которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта до конечного. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и уж, конечно, проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

Шитье, вязание, плетение.

Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребенок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие задания укрепят мышцы рук. Помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.

ЗАПОМНИТЕ. КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ С ИГОЛКОЙ ИЛИ СПИЦАМИ ДОЛЖНО ПРОХОДИТЬ ПОД НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕМ ВЗРОСЛОГО.

Посильная работа.

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камушков, палочек…).

Мальчиков наверняка увлечет строгание по дереву, выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с применением отвертки и гаечного ключа.

Под наблюдением взрослого, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

Игры со счетными палочками.

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями в игру с бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот. Кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев рук, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества поможет проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

Существует множество вариантов разных рисунков, которые можно выложить из палочек.

Почему необходимо ежедневно включать упражнения для мелкой моторики.

Доказано стимулирующее влияние движений рук на развитие речи, т.е. уровень развития речи детей на прямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности мелкой моторики.

Руки — это ансамбль сенсорных, перцептивных и исполнительных органов.

Работа с пальцами выводит кору на новый энергетический уровень, повышает ее тонус, снижает проявление астеноневротического синдрома, повышает тонус коры.

Неспецифическое влияние, тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга.

Пальчиковая гимнастика резко увеличивает согласование деятельности лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центр речи.

Способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизацию необходимых.

Вызывает положительный эмоциональный подъем, разрядка нервно- психического напряжения, т.е. Оказывают психотерапевтическое действие.

Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать на фоне «разогретых рук».

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры, в Китае.

Ещё в 1928г. В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.

М. М. Кольцова 1973 Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи.



Все движения пальцев рук можно пропустить через игру.

Пальчиковые игры разнообразны.

Тренировка мышц пальцев рук

Рекомендации к выполнению

пальчиковой гимнастики.

Все упражнения выполняются в медленном темпе.

Количество повторов от 3 до 5 раз.

Проводится в течение нескольких минут. 2-3 раза в день.

Упражнения выполняются сначала одной, а затем другой рукой.

Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Каждое задание имеет свое название

Развивающая среда по развитию мелкой моторики.



Картотека пальчиковых гимнастик.

Пальчиковый театр.

Сухой бассейн (горох, фасоль…).

Каучуковые мячики.

Прищепки и разнообразные игрушки для них.

Грецкий орех.

Шнуровка.

Кукла для заплетания косичек.

Игры с застежками (липучки, молния, пуговицы…).

Волчки.

Пластилин.

Трафареты для обводки по всем лексическим темам.

Крупная и мелкая мозайка.

Массажные мячики разных размеров.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст