Статья Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчест

Формирование представления о нравственности на основе устного народного творчества родного края.

В синеокую, деревянную,

С пожелтевшей травой на лугу

Я влюблён в мою Родину малую

И покинуть её не смогу!

В. Шумилов

Наша школа расположена в российской глубинке в деревне с удивительно красивым названием – Дубровка. Легенд о происхождении названия нет, можно лишь предположить, что некогда на этом месте стояла дубрава. Люди, облюбовав его, назвали своё селение в честь дубов-великанов.

Живут здесь люди с удивительно доброй душой, отзывчивые на чужое горе и радость, трудолюбивые и весёлые. Эти качества, как нельзя лучше, раскрываются в песнях, частушках, преданиях, которые сочинил народ. В очередной раз я сумела в этом убедиться, когда на уроках литературы мы с детьми занялись исследованием местного фольклора. Очень важно не только собрать этот материал, но использовать его на уроках и различных мероприятиях.

Мир фольклора богат и многообразен, он даёт нам представление о физической, нравственной и духовной красоте человека. Песни позволяют нам увидеть портрет прославляемого лица:

Да она личиком покрасивее, покрасивее,

Да она беленьким побелее, побелее,

Да у неё ясны очи пояснее, пояснее,

Да у неё чёрны брови-то почернее, почернее!

Жених и невеста уподоблялись драгоценным камням:

Золото с золотом свивалось да свивалось,

Жемчуг с жемчугом сокатался да сокатался…

Из песен мы понимаем, что не так-то просто было добиться желанной невесты:

Да они семь коней истомили, истомили,

Да и семеро полозьев истёрли, истёрли,

Да они семеро подошв истоптали, истоптали…

А при этом ещё приходилось выслушать насмешки, унижающие достоинства жениха:

Задумал Ванюшка жениться,

Привязал к жопе корытце.

Едет-едет посвищет,

Полное корытце надрищет.

Приехал жених, приехал,

Пойдёмте ж его поглядим.

(Имя) мы ему в загоны(жёны) не дадим.

Недоросток жених, недоросток,

С изгороды на коня садился,

Ай, не конь же это, а корова,

Не жених же это, а ворона.

Или

Немытько дружок, немытько,

Помойте его киселём,

Потрите его помялом,

Положите его под столом,

Накройте его корытом,

Зовите его немытым.

Каким же терпением должен обладать жених и как сильно любить свою невесту, чтобы стерпеть такие насмешки в свой адрес.



Песня лучше самой истории свидетельствует о внутреннем мире народа, является зеркалом его души. А то, что народ наш зорок, наблюдателен и поэтичен, свидетельствуют и собранные нами загадки. Предметом загадок народ сделал повседневные вещи:

Дед бабу всю ночь держал, а на утро пустил. (Крючок и дверь)

Четыре братца назад бородаты. (Ноги коня)

Некоторые загадки отразили исчезнувшие предметы быта:

Висо висит, хода ходит. (Люлька)

Без рук без ног во все стороны гнётся. (Зыбка)



Многие загадки вызывают улыбку, но насколько точно подмечены явления жизни:

Бег заяц по бору до чужого двору. (Плохой мужик)

Сухой Максим далёко ссыт. (пулемёт)

Мудрые житейские пословицы до сих пор несут в себе поучительность, жизненную подсказку, убеждают нас в том, что человеческие ценности определены в далёком прошлом и актуальны сейчас:

Руки золотые, да рот поганый.

Тати не жнут, а погоды ждут.

Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.

В основу своих нравственных представлений народ положил понятие о труде, без которого не мыслил жизни:

Чего казак гладок – подъел дай на бок.

Где бабы гладки, там нет воды в кадке.

Искренность, азарт и озорство звучат в частушках, которые ребята собрали больше всего. Частушка всегда актуальна, современна и злободневна. Объект изображения частушек – яркие, характерные приметы жизни:

У нас улочки прямые,

Заулки косоватые,

Нельзя по улочке пройти-

Соседки зубоватые.

Уточки-гагарочки

Все плывут по парочке,

А я бедна сирота

Брожу по полюшку одна.

Частушка раскрывает мир интересов и переживаний. Прежде всего в них поётся о любви – о любви счастливой и несчастной, зарождающееся и исчезнувшей. В различны конфликтах влюблённых (измена, разлука, ссора и т.д.) проявляются сильные характеры:

Скоро я хозяйкой стану

У милого во дому-

Будут ужинать садиться

По приказу моему.

На суку сидит ворона,

Кормит воронёночка,

У какой-нибудь разини

Отобью милёночка.

Герои частушек активно выступают против родительской власти, затрудняющей свободу выбора суженого-ряженого:

За высокие хоромы,



Тятенька не отдавай:

Человек дороже золота-

Человека выбирай!

Занавесили окошки

Тонким белым полотном,

Знать просватали подружку,

Сидит плачет под окном.

Уже нет в живых многих из тех, кто подарил нам радость приобщения к прошлому, но осталась добрая память о них, об их жизни, интересах и нравственных качествах. Для ребят, собиравших фольклор, — это ещё и опыт общения со старшим поколением, в котором оно так нуждается.

Наша малая Родина – это маленький родничок. Но не из этих ли родничков и истоков складывается огромный мир нашей большой Родины? Очень важно, чтобы дети сами ответили на этот вопрос, кажущийся риторическим.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Дубровская СОШ Демидовского района Смоленской области Михалченкова Надежда Николаевна