Статья Формирование нравственных качеств личности подростка

Современное общество переживает период глубоких социально-экономических преобразований, которые несомненно затрагивают и школу, ставя перед ней новые задачи. Одной из важнейших задач является воспитание каждого ученика как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать.

Нравственное воспитание осуществляется всей системой общественного воспитания в цивилизованном обществе — это урок и туристический сбор, хорошая книга и театральный спектакль. В этой целостной системе воспитательных влияний исключительно велико влияние семьи. Поведение подростка и его отношение к окружающему во многом зависят от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношений между членами семьи. К сожалению, большинство семей наших воспитанников являются неблагополучными: пьющие родители; родители, которые были осуждены за нарушение закона; многодетные семьи, где у родителей нет времени уделять внимание каждому ребенку и т.д., поэтому работа педагога, стремящегося привить нравственные ценности воспитанникам, крайне сложна. Часто приходится корректировать то, что заложено родителями, для того чтобы воспитать личность, обладающую высокой нравственностью.

Подростковый возраст — это особая пора, когда совершается переход от детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, — к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам, поведению, требованиям.

В этом возрасте также создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах и т. д. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него.Очень важно, чтобы в закономерном процессе постоянной устремленности подростка к самостоятельности и независимости формировались и закреплялись существенные нравственные ориентиры. Именно в подростковом возрасте создаются благоприятные возможности для воспитания ценностных ориентаций, тех нравственных координат, которые составляют основу нравственного формирования личности.В связи с этим мною разработана программа и цикл занятий по теме «Нравственное воспитание подростков», которую я использую в своей работе. Данная программа состоит из 4 блоков. Первый тематический блок включает классные часы под общим названием «Мой внутренний мир»; второй блок - «О красоте, добре и зле»; третий – «Я человек, но какой?»; четвертый – «Человек среди людей».

Использую различные способы воспитания:

Организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества,

Активизация межличностного взаимодействия подростков, которая направлена на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты морального выбора и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

В процессе нравственного воспитания большое значение имеет педагогическая поддержка, т.к. речь идет о педагогической помощи растущему человеку, развивающейся личности.

Мы помогаем воспитаннику осознать свое поведение, ориентируем его на способность самостоятельно преодолевать препятствия, веру в свои силы, создаем атмосферу сотрудничества и соблюдение конфиденциальности.

Одним из важных условий успешного формирования нравственных ценностей является создание в классе воспитывающей среды. Такой воспитывающей средой, в которой происходит становление нравственных ценностей, является классный коллектив.

Мы принимаем усилия для развития ученического коллектива, создаем ситуации, проводим мероприятия, где воспитанникам необходимо сотрудничать друг с другом.

Такой прием как «этическая защита» позволяет защитить ребенка от оскорблений. В классе запрещены оскорбления и грубость. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Это позволяет организовать комфортную обстановку в классе, способствующую созданию ситуации успеха и раскрытию индивидуальности каждого ученика.

Воспитывая толерантность, используем прием «великодушное прощение». Простив ученику его безнравственный поступок, мы показываем, что принимаем его, таким, каков он есть. Убеждаем в том, что человек имеет право на ошибку, но должен уметь дать объективную оценку этой ошибке и стремиться к тому, чтобы ее не повторять. Главное, заметить безнравственный поступок и вовремя дать ему оценку.

Большое значение в нравственном воспитании имеет личность педагога. Воспитателю необходимо умение увлекать за собой, зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности, заразить его нравственными идеями. В таком случае возникает целостное единство воспитателя и воспитанников.

В качестве организационных форм воспитания подростка выступают различные формы деятельности:





Экскурсии – ребята посетили Музей воинской славы в Афганском центре, познакомились с подвигом томичей, выполнявших свой воинский долг. Эта экскурсия произвела большое впечатление на детей, о чем они написали в сочинении. Посетили выставку «Животный мир Томской области» в Областном краеведческом музее. Во время этой экскурсии ребята узнали много нового и интересного о родном крае. Была проведена экскурсия в Областной художественный музей, во время которой воспитанники познакомились с выставкой искусства 18-19 веков, смогли приобщиться к великим творениям прошлого. Учащиеся класса посетили в областном художественном музее уникальную выставку войлочной кукольной скульптуры  московской художницы И.Андреевой «Теплый день». Дети узнали, что валенный по-мокрому войлок – это материал, который можно формообразовывать и создавать удивительные скульптуры. Эти мероприятия не только расширяют кругозор, но и способствуют развитию нравственных качеств личности. А именно: любви к родине, уважению к труду человека, ответственности, коллективизма. Нужно отметить, что работники музеев отмечают высокий уровень воспитанности детей школы-интерната и познавательный интерес, что является оценкой нашей работы. Сами ребята, видя проявление невоспитанности детей из других школ, высказывают осуждение. Это тоже является воспитывающим моментом. Неравнодушие, причастность к окружающему и ответственность за то, что происходит рядом – это позиция активного человека.

Развитие классных традиций как форма деятельности также способствует созданию условий для формирования нравственных качеств личности. Так традицией стало проведение в конце каждой четверти праздника «День именинника», который проводят ребята. Это поздравления с днем рождения, чаепитие, игры, аттракционы. Культура проведения праздников в классе, который является второй семьей, — это важное средство нравственного становления личности подростка. Эти мероприятия сплачивают детей, способствуют улучшению микроклимата в коллективе. Эти праздники ребята ждут с нетерпением, каждый стремится принять участие в подготовке. Традицией стало активное участие в КТД «Золотая осень», «Новый год». Участвуют все дети: оформляют класс, вырезают вытынанки для витражей, готовят художественные номера. У нас единственный в школе классный хор. Наш классный хор участвует в школьных концертах и городских конкурсах песни. В городском конкурсе занимал призовое 2 место. Воспитанники являются членами ДО «Рассвет». Одна из форм нравственного воспитания – участие в городской программе «Диалог». Ребята занимаются исследовательской работой, подбирают материал о народных традициях, готовят выступления для городских конкурсов, участвуют в городских кругосветках. Классной традицией считаю проявление уважения к девочке, женщине, которое начали воспитывать в начальных классах. Пропустить девочку вперед, уступить место, оказать помощь, освободить от тяжелой работы — это должно быть нормой для юноши. Такое отношение юношей воспитывает и девочку, т.к. требует соответствия: быть женственной. (Новенькая девочка была удивлена отношением к себе со стороны одноклассников, т.к. в предыдущей школе ее обижали)

Вовлечение в кружки — также одна из форм нравственного воспитания. Мальчики посещают секцию бокса, участвуют в выездных городских соревнованиях. Девочки занимаются в танцевальном кружке.

Такая форма деятельности как выполнение индивидуальных и коллективных поручений таких, как организация уборки территории и дежурство по школе, участие в художественной самодеятельности помогают подростку проявить себя, показать свою значимость, чувствовать себя полезным в классе, воспитывают чувство ответственности, трудолюбие, активную жизненную позицию.

В работе использую различные методы:

Беседы. Беседуя с подростками, побуждаю их думать и говорить, задавая им два-три вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. (И подчас узнаем много важной и не всегда приятной информации, которая помогает в дальнейшем спланировать работу). С помощью педагога подростки учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личного развития детей. Использую задания, игры-упражнения, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые различные коррекционные задачи. Одна и та же игра для одного подростка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Например, игры и упражнения на развитие способностей познавать себя и других людей: «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу», «Я хороший, а ты…», «Меня хвалят…», «Меня ругают…» (по методике Н.А. Щурковой)

Наблюдение за деятельностью детей в процессе игр, занятий, труда дает возможность делать анализ и корректировать воспитательную работу.

Классные часы, на которых дети выражают свое мнение и принимают активное участие. При проведении тематических классных часов стараюсь создать творческую ситуацию, благодаря чему ребята могут самостоятельно рассуждать, перебарывать свои комплексы, пробовать привносить свое видение. Например, классный час «Спор – не ссора», где ребята рассуждают о том, как во время спора избежать ссоры и затем в группах составляют «Правила спора». Классный час «Что такое толератность?», где дети знакомятся с понятием «толерантности», говорят о взаимоотношениях в школе, классе, приводят проявления нетерпимости в обществе. В конце занятия составляют правила толерантного общения.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражением самоутверждение. Конечно, нет никаких гарантий, что каждый ребенок станет высоконравственной личностью. Влияние улицы, семьи нельзя не принимать во внимание. Но задача педагога использовать все воспитательные средства для того, чтобы помочь подростку в становлении личности, в выборе нравственных ориентиров. (Не каждый может стать отличником, но стать порядочным человеком при желании может каждый.)