Статья Формирование коммуникативных качеств личности ребенка в возрасте7-10 лет

Речкина Любовь Федоровна

Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦ ДОД»

Красноселькуп, Тюменская обл. ЯНАО

Формирование коммуникативных качеств личности ребенка в возрасте7-10 лет

Задачей педагога – организатора, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Воспитанников 6-7 лет мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют подвижные игры, конкурсы, творческие задания. Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социальных игр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».

Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс обучения. В социальных играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

Игры «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.

В этом возрасте общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других,

высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в начале учебного года каждый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.



В возрасте 8 лет основная задача педагога- организатора - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Работа в группах позволяет педагогу — организатору вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике приходиться пользоваться приемами КТД (коллективного творческого дела) для развития действий — делать вместе и слаженно, — групповых заданий

(например: поздравительная открытка коллективу педагогов, миниатюры, сценки в одно действие, приветствие команды, девиз, название команды) и т. д., которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Изменяются и усложняются социальные игры. Детей все больше увлекают игры для творческого самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.



Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.

Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необходимо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут определить знатока, который действительно может помочь по отдельным заданиям.

Основное в работе с детьми 9 лет — создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов — организаторов тут главное — уметь держать паузу.



С помощью делового общения дети могут организовать работу между командами, группами дошкольников во время совместных праздников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в этом возрасте носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.

К окончанию 10 годам дети в основном владеют навыками конструктивного общения. У них сформировалась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

Литература

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили — Минск, 1980.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева — М., 1987.

Белухин Д.А. Основы личностно — ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин — М., 1996.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.

Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

Волков И.П.Цель одна-дорог много / И.П.Волков. – М,1988.