Статья Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания

«Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания в условиях модернизации российского образования»

«…учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности»

Ключевский Василий Осипович (1841-1911)

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Подъём национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе — воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.

Доктор педагогических наук, профессор В. А. Караковский (Концепция » формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия и демократического поведения в школе практического гуманизма » / В. А. Караковский, Д. В. Григорьев, М. А. Исаева), высказал мысль о том, что, современному школьнику внушается «комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаянье человека обреченного жить в самой плохой стране». Для того, чтобы преодолеть эти недопустимые тенденции, возникла потребность в разработке Федеральной Целевой Программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. В ней патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами». «Патриот» — это человек: которому не безразличны судьба своего народа и страны; который неравнодушен к событиям, происходящим в стране; использует свои силы и способности на ее благо; интересуется ее историей, знает и уважает ее культуру, традиции; честно исполняет свой долг перед Отечеством. Понятие «патриотизм» является нравственной категорией и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества. В настоящее время, как и раньше, необходимой частью этого механизма являются уроки истории в школе. А сегодня даже в большей степени, чем раньше, так как сейчас утрачены такие важные элементы воспитательного механизма, как средства массовой информации, детские общественные организации, возможность путешествовать по родной стране.

Сегодня не существует единой точки зрения по вопросу о главной цели исторического образования. Есть авторы, которые отрицают такую цель исторического образования, как воспитание патриотизма. Так в методических рекомендациях к рабочим тетрадям по истории, составленных Троицким Ю.Л. мы читаем, что «ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета истории». А.Ю. Головатенко в статье «Учебники истории сегодня и завтра», высказывает мысль, что изучение родной истории не должно в принципе формировать личностные качества, так как «любовь к Родине — это не результат педагогических акций, здесь нужны более тонкие механизмы» (Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра: Обзор проблем и контуры решений // История. 1997. № 7. 37. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе). Но такие позиции игнорируют очень важный момент о том, что системообразующим началом в нашей школе является урок, и воплотить какую-либо воспитательную цель нельзя без привлечения воспитательной функции урока. Лишая урок истории его главной воспитательной цели — воспитание гражданина и патриота Отечества, мы, во-первых, теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка, то есть лишаемся целостности воспитательного механизма, во-вторых, превращаем изучение истории в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных. Думается, что было бы непростительной ошибкой лишать историческое образование его главной роли: быть средством приобщения молодежи к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям; необходимым условием воспитания патриотизма и гражданственности; основой для сохранения социальной памяти человечества, исторической и культурной преемственности, связи времен и поколений.



Ведущие ценности личности — гражданственность и патриотизм определяют сущность и содержание воспитательного и образовательного компонентов гуманитарного пространства урока истории, обществознания. Гуманитаризация, т. е. обращенность к человеку, к его правам и интересам, стала одной из основных тенденций развития современного общества и образования. Гуманитаризация современного урока утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие — как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. На первый взгляд может показаться, что эти тенденции вступают в противоречие с применяемыми формами организации обучения, основной из которых является урок.Ведь, как известно, основатель классно-урочной системы Я. А. Коменский писал, что «… развитие способностей есть не что иное, как уклонение или недостаток естественной гармонии… Против недостатков ума человеческого т. е. различия в способностях» (Коменский, Я. А. Великая дидактика. — М, 1939. — С. 132-133.). Гегель, будучи директором гимназии, писал: «… мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь… по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности» (Хрестоматия по истории педагогики. — Т. II. Ч. I.М,1940.,С.122). Выход из этого противоречия на современном этапе модернизации образования дает гуманитарная стратегия обучения, которая предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого в педагогическом процессе, признание педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы. Здесь педагогическая деятельность мыслится как содеятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии ребенка и самого педагога. Педагогическая деятельность приобретает не только формирующий, но совместно развивающий характер. Наша цель – воспитание подрастающего поколения как людей высоконравственных, горячо любящих свою Родину, способных нести ответственность за действия и поступки. Каковы же пути гуманитаризации современного урока истории? Остановимся лишь на некоторых из них. 1. Диалогический характер обучения. Обучение как совместная деятельность представляет собой взаимодействие учителя и учащегося, т. е. согласованную активность в совместной деятельности. Как и всякому взаимодействию, обучению обязательно присущи обмен информацией, выработка единой стратегии деятельности, восприятие и понимание другого человека. Реализовать данную задачу возможно применяя такие технологии активного обучения, как: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления, и др. Обоюдный характер позитивных изменений — сущностная характеристика обучения как педагогического взаимодействия. 2. Профессионально-личностное самоопределение. Современный подросток находится в ситуации противоречивых обстоятельств, стоит перед дилеммой выбора целей: благородных, но трудно достижимых, либо сомнительных, но легко достижимых. На этот выбор как раз в значительной мере влияет школа, и в частности, историческое образование. Оно дает ребенку знания, умения, навыки, под влиянием которых формируются важнейшие компетентности, выражающие отношение к обществу, демократический климат в социуме, желание и готовность осуществлять социально полезные действия. То есть формирование гражданственности с ее установкой: от того, что делаю Я … зависит… жизнь моих близких, друзей, и общества в целом – это и есть гражданская позиция, гражданское самоопределение. 3. Гуманитарный стиль педагогической деятельности. Что может стать нравственной ценностью для молодежи в период, когда нет обязательных догм, гегемонии социальных групп или иного насилия? Конечно же общечеловеческие ценности – доброта, дружелюбие, веротерпимость, толерантность, и в первую очередь – гражданственность и патриотизм. Образцом в данном случае становится сам учитель, ведь научить ребенка быть патриотом, может только патриот.

4. Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

В результате формирования таких компетентностей и складываются цели — ценности – в патриотическом воспитании — понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». Результатом гражданского образования становится сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах нашего государства; о понимании того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. Так, например, на одном из уроков обществознания в 9 классе я попросила учеников сформулировать понятие «гражданин», продолжив фразу «Гражданин – это человек…» Дети долго размышляли, искали версии, слова, стремились грамотно их записать. И их результатом нашей содеятельности стала следующая формула:

Г – горячо любит свою Родину



Р – радуется ее успехам

А – активно стремится сохранить чистоту окружающей природы

Ж – желает сохранить мир

Д – дорожит именем Россиянин

А – адаптируется в социальной среде, принимает ее законы и осознанно отстаивает свои взгляды

Н – нуждается в поддержке и защите государства

И – использует все свои силы для процветания страны

Н – находит пути собственного становления

Современная концепция обществознания включает необходимый набор знаний, без которых невозможна деятельность типичных социальных ролей в современном обществе. И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

Патриотическое сознание формируется знаниями об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение менталитета, «дух нации», «тайны души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Безусловно, историческое образование — это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой: формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет учебного процесса, в ходе которого моделируются и разрешаются конкретные жизненные задачи, требующие применения соответствующих знаний и умений) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности. Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Исходя из позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе исторического образования много. В основе патриотического образования лежит прежде всего воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за своих близких, семью; за коллектив; за совместный успех и достижения других членов коллектива, одноклассников, горожан, элистинцев, россиян.

Используемая литература:

1. Буева И.И., Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей



2. Карягина Г.В. Гуманистические аспекты гражданского воспитания

3. Козлов А.А. О патриотизме и гражданственности

4. Курлыкина М.А. Проблемы патриотического воспитания молодежи в условиях современной России