Статья Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

О.И. Шалафаст

г.Нижневартовск,

МБОУ «Гимназия №2»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Д.Дидро

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может не состояться.

Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Группа российских учёных под руководством профессора, доктора педагогических наук Санкт-Петербургского государственного университета Е.И. Казаковой разработала модульный методический пакет проекта, который называется «Успешное чтение». Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2 г. Нижневартовска, являясь членом Гимназического союза России, поддержала инициативу санкт-петербургских ученых и приняла участие в реализации проекта « Успешное чтение». Работая в проекте, мы увидели, как происходит становление нового культурного типа личности читателя – школьника. Совершенно очевидно, что педагог, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть хорошим читателем. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета.

Чтобы приобщить школьников к чтению, вызвать интерес, научить «извлекать из мертвой буквы живую мысль» (К.Д. Ушинский), нами была разработана программа «Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность» в рамках общероссийского проекта «Успешное чтение» Гимназического союза России.

В реализации данной программы принимают участие на добровольной основе обучающиеся 1-8 классов, педагоги, педагоги дополнительного образования, родительская общественность, работники учреждений культуры города.

Источниками разработки программы послужили Концепция национальной программы «Чтение» (2001 г.), Национальная программа поддержки и развития чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российского книжного союза (2008 г.), Федеральные государственные стандарты образования (2010 г.).

В Концепции национальной программы “Чтение”, принятой в 2001 г. Всероссийским конгрессом в поддержку чтения, заявлено, что проблемы чтения в новом тысячелетии встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста, воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности и информационной культуры. Важно дать юным читателям ориентиры для активизации читательской деятельности и совершенствования в дальнейшей жизни.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Читательская компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения. В ходе решения таких задач необходимо:

достигать оптимального соотношения теоретической и практической частей обучения чтению и работе с письменными документами разных типов;

отслеживать (осуществлять мониторинг) освоение и адекватное использование понятийного аппарата различных учебных дисциплин по мере освоения знаний и навыков, связанных с формированием нужного уровня читательской компетентности;

обеспечивать целостную представленность терминологических систем изучаемых дисциплин;

рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

– чтения, понимания, запоминания текстов разных видов;

–работы с разного рода первичными документами (конспектирование, аннотирование, реферирование, аналитический обзор);

– подготовка оригинальных текстов (сочинение, доклад, статья, дипломная, диссертационная работа, монография);

оптимальным образом соотносить содержание заданий по работе с письменными документами с подбором средств их выполнения;

выбирать формы и методы обучения чтению и работе с письменными документами, обеспечивающие достижение социально необходимого уровня читательской компетентности;

контролировать степень освоенности знаний и навыков, относящихся к работе с письменными текстами, на всех этапах обучения различным дисциплинам (входной, текущий, итоговый контроль) [2].





Проблемы приобщения детей и подростков к произведениям высокого искусства, формирование их творческими читателями находятся в центре внимания и многих современных исследователей. Так, Е.О. Самохина в диссертации “Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника-читателя библиотеки” обосновала методику развития творческой личности на основе принципа искусств, показала зависимость успеха работы библиотекаря по развитию литературно-творческих способностей от планомерных и целенаправленных занятий с детьми в данном направлении. Авторскую экспериментально проверенную систему работы с детьми представила Н.С. Егорова в диссертации “Принципы педагогики сотворчества в работе библиотеки по воспитанию способности творческого чтения у младших школьников”. Предметом исследования Е.В. Полевиной явилось эстетическое развитие детей средствами иллюстрации детской книги. Материалы исследования отражены в книге “Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми” (2003 г.).

Исследователи обосновывают различные подходы к воспитанию детей как читателей. Л.И. Орлова в диссертации «Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями» (2004 г.) раскрыла смысл, функции, назначение выразительного чтения как педагогического метода, следование которому повышает действенность чтения художественной литературы, умножает силу ее влияния на читателя.

Целью данной программы является создание условий для формирования читательской компетенции как одной из ключевых компетенций обучающихся. Задачами реализации программы является сформирование читательской компетенцию обучающихся; развитие навыков вдумчивого чтения, критического и рефлексивного мышления; поддержка и активизация читательской деятельности; разработка и внедрение наиболее эффективных методик, форм развития успешного чтения; создание единого читательского пространства в учебном заведении; возрождение традиции семейного чтения.

Программа содержит пять модулей реализации: «Книга на уроке», «Читательский портфель», «Книга на сцене», «Реклама книги» и «Фестиваль литературного творчества».

Модуль «Книга на уроке» включает взаимодействие учителей литературы с обучающимися гимназии по изучению программных произведений на уроке, по развитию таких универсальных учебных действий, как вдумчивое, внимательное чтение, умение размышлять, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии, сотрудничать с одноклассниками.

Целью реализации данного направления служит создание условий для формирования читательской компетенции через урочную деятельность.

Задачи: сформировать читательскую компетенцию; воспитать культуру чтения; использовать различные методы, приемы и формы уроков для изучения художественных произведений; обучить технологии рефлексии чтения через создание творческих работ различных жанров (отзывы, эссе, рецензии, стихотворения, иллюстрации, рисунки, викторины, кроссворды и др.); развить навыки вдумчивого чтения, критического и рефлексивного мышления.

Большую роль в воспитании гражданина, формировании интеллектуальных способностей, культуры чтения играет технология рефлексии читателя, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов. Эта технология направлена на развитие самоуправления своей учебной, в данном случае – читательской, деятельности. В реальной учебной ситуации Портфель – это папка, куда обучающийся складывает свои работы – проекты, планы, схемы, диаграммы, отзывы, творческие работы и др. По нему можно судить о прогрессе читателя. Портфель является мотивирующим фактором чтения. Он стимулирует наблюдение и анализ за собственным ростом, развивает рефлексивное мышление. С этой целью разработана модель «Читательского портфеля». «Портфель читателя» выступает как индивидуально-образовательный маршрут участника проекта, он состоит из четырех разделов: «Книги, которые я прочитал на уроке», «Книги, которые я прочитал самостоятельно», в данных разделах портфеля обучающиеся отражают название книги, автора, что пережили при чтении, кому посочувствовали, над чем задумались, с чем согласились или не согласились.

Реализация данного направления деятельности программы ставит перед собой решение следующих задач: включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов; сформировать способность откликаться на мысли и чувства автора, персонажей своими чувствами и мыслями; возродить традицию семейного чтения. В третий раздел Портфеля «Творческие работы читателя» обучающиеся помещают отзывы, эссе, рецензии на прочитанные произведения, кроссворды, викторины, рисунки и т. д.. И к заполнению четвертого раздела привлекаются родители, педагоги, библиотекари, старшие товарищи, которые дают советы юным читателям, он так и называется « Советы юным читателям».

Через модуль « Книга на сцене» решаются задачи приобщения обучающихся к театральному искусству, развития актерских способностей обучающихся, обучения выразительному чтению лирических и прозаических произведений. Имеется положительный опыт сотрудничества гимназии с «Театром книги» центральной библиотеки г. Нижневартовска. Обучающиеся гимназии являются участниками данного творческого проекта, с большим удовольствием пишут сценарии и выступают в мини-спектаклях по прочитанным произведениям. В рамках данного модуля в гимназии планируется проведение Бала литературных героев. В течение учебного года обучающиеся, учителя, родители, педагоги дополнительного образования будут готовится к Балу: разучивать вальс, мазурку, инсценировать эпизоды понравившихся художественных произведений, готовить костюмы литературных героев.

Модуль «Реклама «моей» книги» предусматривает решение таких задач, как освоение опыта межличностной коммуникации в пространстве чтения, расширение представления о круге значимого и актуального чтения современных школьников, формирование навыка исследовательской деятельности и создание «банка данных» для рекомендательных списков чтения. Обучающиеся в конце учебного года, когда сделан выбор понравившейся книги, готовят ее «рекламу». Формы и способы рекламы книги они выбирают самостоятельно, это могут быть буклеты, афиши, статьи в школьную газету, рекламные ролики, компьютерные презентации и т. д.

«Фестиваль литературного творчества» является настоящим праздником для успешного читателя. В рамках данного модуля проводятся литературные викторины, встречи с писателями г.Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа, читающими родителями; круглые столы с участием ребят и их родителей по обсуждению прочитанных произведений; защита «Читательских портфелей», творческих работ гимназистов. В торжественной обстановке будут подведены итоги участия в реализации программы и награждение победителей в номинациях «Лучший литературный критик», «Лучший читательский портфель», «Самый активный читатель» (итоги конкурса читательских формуляров), «Самая читающая семья», «Лучшая реклама книги», «Лучший актер-исполнитель», « Самый активный кружковец» (итоги «круглого стола»).

Участие в общероссийском проекте «Успешное чтение» помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, чтение как вид деятельности становится престижным для детей и родителей, участники проекта становятся более успешны в учебной деятельности, потому что чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи. Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что « чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение, на наш взгляд, учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

1. Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.

2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., — МЦБС, 2008., с.66-68.