Статья ФГОС как системная инновация_33754

Статья « Специфика ФГОС как системной инновации».

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В развитии образовательной системы России начался новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

Процесс внедрения в образовательное пространство новых стандартов следует рассматривать, как стратегию системных изменений, которая предусматривает «полную реконструкцию ОУ, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д.), все структуры, связи, звенья, участки». Она осуществляется как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса. Позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, (системы образования), вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

В начале ХХI в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения, внедрение которого призвано обеспечить условия для достижения названных выше целей.

Концепция разработки государственных образовательных стандартов второго поколения включает ряд принципиально новых стратегических целевых ориентиров.

Рассмотрим ключевые особенности и отличия ФГОС ООО от ГОС (2004г.)

Параметр для сравнения

ФГОС ООО

ГОС 2004

Нормативно закрепленное понятие стандарта ст.7 Закон РФ «Об образовании»

Совокупность требований, обязательных для реализации ООП

Совокупность трех компонентов (федерального, регионального, образовательного учреждения),определяющая содержание ООП.

Структура стандарта

-требования к структуре ООП;

-требования к условиям реализации ООП;

-требования к результатам освоения ООП;

-обязательный минимум содержания ООП;

-объем учебной нагрузки;

-требования к уровню подготовки выпускников;

Структура учебного плана

-вариативная (часть, формируемая участниками ОП);

-инвариативная (обязательная) часть;

-внеурочная деятельность в структуре УП;

-федеральный компонент;

-региональный компонент;

-компонент ОУ;



Результаты, устанавливаемые стандартом

- личностные;

-предметные;

-метапредметные;

- знать;

-уметь;

-использовать в практической деятельности;

Методологическая основа стандарта

Системно — деятельностный подход

Основные направления модернизации российского образования на период до 2010 года.

«Главнаязадача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования -это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства»

Базовое звено образования- общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования».

Целевое отличие стандартов

Способность гибко реагировать на запросы

общества и государства

Обеспечить уровень полноценного базового образования.

Воспитание

Определены результаты воспитания

Сформулированы цели воспитания, поставлена задача решения воспитательных задач

Позиция государства

Инструмент реализации государственной политики в образовании;

Условия реализации ООП определены и гарантированы государством;

Узкоотраслевой документ, ведомственный проект

Система оценки результатов деятельности

Введение комплексной оценки результатов обучения, включающей сформированность УУД;

От оценки достижений к оценке эффективности деятельности;

Оценка предметных достижений



Изменение позиции участников образовательного процесса



Изменение позиции учитель-ученик. Учащийся добывает знания через деятельность, которую организует учитель.

Учитель транслирует знания.