статья Эскизы станковой картины – путь к профессиональному средовому рисованию

Эскизы станковой картины – путь к профессиональному средовому рисованию.

(Пособие по организации пространства картины)

Учащийся художественной школы в процессе обучения получает огромное количество знаний и умений в области рисования. И главным критерием законченного курса предпрофессионального обучения для молодого человека является – умение рисовать. Умение рисовать – достаточно широкое понятие для выпускника ДХШ. Это и определенный уровень умения рисовать с натуры: умение делать зарисовки, наброски, длительные рисунки, но это также и умение рисовать по воображению, т. е. умение фиксировать свои мысли на бумаге с помощью рисунка.

Эскизное рисование, и как более сложное его проявление – средовой рисунок, необходимое составляющее всех художественных профессий. Дизайнеры всех направлений: ландшафтного проектирования, моды, интерьера, проектирования среды города, декораторы, графические дизайнеры, и тем более архитекторы и художники, должны владеть средовым рисунком в совершенстве, поскольку он является графическим языком профессии. Специфика его всем известна: идея, размышление, предложение вариантов в процессе проектирования должны мгновенно проявиться на бумаге или на планшете.

Основы такого рисования, конечно, закладываются во время обучения в художественной школе. Они формируются различными путями. Этих путей достаточно много, но оптимальный результат возникает, когда задействованы все направления получения навыков и знаний. Учащийся художественной школы среднего и старшего уровня, (4-8 и 9 классы) проходит серьезное обучение в области натурного рисования, выполняя множество постановочных заданий в классе, он делает так же много зарисовок с натуры на пленэрной практике, дома, самостоятельно рисуя наброски. Эти базовые навыки должны быть реализованы в заданиях по станковой композиции, где дети сочиняют картины на заданные темы. Предварительное эскизирование, поисковые рисунки к станковой композиции, по сути, и являются основой для средового рисунка, который так важен в будущей профессии.

Взрослея, ребенок теряет непосредственность, критически начинает относиться к своим рисункам по воображению, его уже не устраивает декоративность изображения фигуры, дома, предмета, и происходит такое явление, которое можно назвать сопротивлением материала – бумага- карандаш-рука не отвечают потребностям воображения. Картина возникает и тут же может умереть из-за нереализованных стараний автора пространственно организовать лист.

Безусловно, есть учащиеся, одаренные пространственным воображением, у них не возникает проблем нарисовать ту систему образов, которая может быть ответом на обозначенную заданием тему. Но, чем старше такой ребенок, тем труднее ему это делать, поскольку он пытается разрешить противоречие между реалистическим изображением предметного мира и изображением своего авторского видения, а преподавателю все проблематичнее внедряться в мир юного автора, разрушая и выстраивая реалистическую картину изображения, предлагая «говорить» на общем, взрослом зыке профессии. Выход может быть найден в декоративном решении станковой композиции, что безусловно имеет свои выразительные и положительные стороны, освобождая ребенка от решения проблем реалистического пространственного рисунка, возможно именно такие дети в будущем станут талантливыми художниками. Но и им в свое время, обучаясь в учебных заведениях следующей ступени академического образования, придется использовать средовой и эскизный рисунок при создании станковой картины и пользоваться не только декоративными, но и пространственными приемами при создании композиции.

Разносторонние навыки натурного рисования, получаемые в ДХШ, должны реализовываться в процессе создания эскизных рисунков, это как раз и дает толчок развитию и формированию пространственного воображения учащегося, необходимого в последующем обучении и профессиональной деятельности.

Важно и полезно укрепить связь между предметом «рисунок» и предметом «станковая композиция». Во всех заданиях по предмету «рисунок» учащийся получает знания и осваивает наблюдательную перспективу. Рисуя предметы, интерьер, фигуру в интерьере, натюрморт с линией горизонта на разном уровне, фигуру и голову в ракурсе, он получает от преподавателя объяснения по построению изображения в пространстве, основные понятия наблюдательной линейной перспективы – способа создания иллюзии пространства на плоском листе, и это является критерием грамотного рисунка. Делая тональный разбор рисунка, учащийся также учится создавать иллюзорное пространство постановки тоном. Таким образом, освоение линейной и воздушной перспективы происходит на предмете «рисунок». К 7 классу учащийся постепенно осваивает понятия наблюдательной перспективы: линия горизонта, схождение параллельных линий, уходящих в глубину картины в фокус на линии горизонта, перспективные сокращения и т.п., он разбирается в аналитическом рисунке и грамотно его выполняет. Поэтому не представляет сложности учащемуся использовать эти знания в рисовании эскизов к станковой композиции, и постепенно формировать навыки средового рисунка. Причем, имея в своем арсенале навыки такого рисования, юный художник может использовать эти навыки либо как основной способ рисования композиции, сочиняя ее сюжет непосредственно в процессе рисования, либо делать проверки и уточнения своего спонтанного, можно сказать, авторского рисунка.

Презентация пособия «Организация пространства картины» представляет возможности использования знаний и навыков наблюдательной перспективы, получаемых в процессе обучения в художественной школе, показывает как можно достаточно просто добиться результата в рисовании по воображению многофигурной композиции. Безусловно, пособие исключает сложные построения линейной перспективы, они лишь вносят путаницу в детские головы, никаких новых понятий не вводится, линейки и расчеты не нужны, нужна лишь зрительная память, чтобы запомнить несложные схемы. Многие дети скажут – «мы это знаем». И это хорошо. Пособие представляет собой путь преобразования знаний, полученных на «рисунке» в навыки практического применения своих знаний в рисовании станковой композиции с реалистическим пространственным решением. Пособие так же логически объясняет значение выбора линии горизонта, как одного из средств выразительности станковой картины. Оно дает ключ к исследованию и изучению приемов композиции картин мастеров станковой живописи, композиции в фотоискусстве. Оно подводит итог теоретических знаний, полученных при освоении программы «Рисунок» и дает возможность дальнейшего совершенствования в рисунке.

Пособие родилось само собой, непосредственно при объяснении детям значения выбора положения наблюдателя при рисовании картины, выбора наилучшего обзора «сценического пространства», где выстраивается композиция картины. Пришлось бегло рисовать ситуации, возникающие в воображении, систематизировать сказанное и объяснять, как организовать пространство картины с опорой на линию горизонта. Как следствие, возник нужный разговор: во-первых, о стиле рисования эскизов, обобщенном, приближенном к стилизованному изображению, что оказалось для многих полезным исчезновением препятствий в рисовании фигур, возможностью уточнить пропорции и их сокращение при удалении в глубину «сцены» картины; во-вторых, о способах достижения равновесия в компоновке листа, выявления ритмов композиции, образующихся в результате сравнения формы и контрформы, т.е. непосредственно о законах композиции; в-третьих, было предложено проанализировать несколько произведений художников с точки зрения пространственного решения картины. Результаты работы над эскизами улучшились практически сразу, пространство картины возникало само и было зримым на плоском листе. Появилась возможность достаточно быстро сделать варианты эскизов, уточнить пропорции и масштаб и отобрать наиболее выразительный из эскизов для дальнейшей сложной работы по прорисовке многофигурной станковой композиции.

Пособие, сформированное в виде презентации, сделанной на основе беглых рисунков, выполненных в процессе объяснения, удобно для изучения, т.к. всегда возможно учащемуся записать презентацию на свой носитель информации, и посмотреть урок самостоятельно. Материал изложен в доступной форме, вся система строится на простой схеме построения коробки в разных положениях относительно линии горизонта, с нарисованными на ее сторонах фигурками, далее эту схему предлагается усложнить, дополнив рисунок антуражем (землей), который и устанавливает пространственную логику картины. Затем рисуются здания, исходя из известного положения: человек – мера всех вещей. Происходит аналитическое построение картины, работа превращается в своеобразную увлекательную игру с пространством. Воображаемые ситуации легко реализуются в спонтанном рисунке, имеющем опору на линию горизонта, а особый, авторский стиль, каждого ребенка внесет коррективы в сухую методическую схему, раскрасит ее творческой фантазией, придаст очарование детской работе, которому мы всегда радуемся. Презентацию можно посмотреть на сайте:

Марианна Владимировна Покшишевская, преподаватель СПбДХШ№2