Статья Эмоциональная отзывчивость на уроках музыки

«Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю душевную жизнь человека«.

(В.А.Сухомлинский).

Существует искусство чутко слушать, искусство брать из музыки все то, что она способна дать. И поэтому искусству слушать можно научить, если опереться на саму музыку, на её связи с жизнью, на закономерности её восприятия и, в первую очередь, на эмоциональную отзывчивость.

Чувства человека — это эмоциональное отношение человеческой личности к окружающей действительности. «Ничто, ни слова, ни даже поступки наши, — писал К.Д.Ушинский,- не выражает так ясно, так верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышны характер не отдельной мысли, на отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Произведения искусства так же, как сама жизнь, волнуют человека, вызывают у него душевный отклик. Человек, глубоко захваченный восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем, вспоминает взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведением, хотя восприятие закончилось. Значит, переживание оставляет живой след, человек начинает по-новому воспринимать и себя, и свои действия.

В воспитании эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на музыку мы исходим из общей психолого — педагогической теории развития музыкального восприятия, которая определяется как сложный психический процесс отражения действительности в сознании человека в музыкальных образах.

Являясь одним из видов активной музыкальной деятельности, музыкальное восприятие предполагает осознанное и целенаправленное вслушивание в

звучащий музыкальный материал, осмысление его образно — эмоционального строя. Развитие музыкального восприятия предполагает:

1.Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слушателя через его органы чувств;

2.Непосредственную эмоциональную реакцию слушателя;

3.Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкального произведения.

Большое значение для обоснования проблемы музыкально — слуховых представлений имеют научные данные современной нейрофизиологии высшей нервной деятельности. Эти исследования, проведенные в лаборатории академика А.К.Анохина, обосновывают целенаправленное поведение человека. В результате исследований е центральной нервной системе был обнаружен тончайший нервный аппарат, названный академиком Анохиным «аппаратом акцептора результатов действия». Он образуется в центральной нервной системе до осуществления самого действия, в тот момент, как только сформирована цель действия. Своим появлением этот «аппарат» опережает осуществление самого действия и поэтому дает возможность оценивать и исправлять поведение, если оно не соответствует задуманной цели. Значит, способность активно воспринимать музыкальное произведение дает возможность осуществления не только предварительной мысленной оценки его звучания, но и следующей коррекции. Такое теоретическое положение научно обосновывает процессы формирования музыкально — слуховых представлений.

Если музыка — жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начинать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца и наблюдение за этим красивым зрелищем — это не простое любование. Это — наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень восприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление , можно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Музыка - это искусство слуховых впечатлений, вернее, слухомоторных. Через распределение звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений и к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух.

Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Вначале — в их чисто музыкальной природе, потом — в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики — записи (выразительной и изобразительной).

Не следует ограничиваться быстрыми заключениями по немногим данным. У одного человека музыкальность скажется в способности запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого — в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления от прослушанной музыки. Поэтому раскрывать музыкальные инстинкты необходимо с осторожностью и с применением различных способов «улавливания музыкальности» и выяснения степени интереса к музыке.

Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, её выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием музыкальных способностей, к которым относятся музыкально — слуховые представления, музыкальный слух и музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню, как общего, так и музыкального развития детей. Основная задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений как по их общему характеру, так и по наиболее отличительным на слух выразительным средствам.

Учителю музыки необходимо знать, какие требования предъявляются к

музыкальному развитию учащихся начальных классов (разных возрастов). К ним, прежде всего надо отнести эмоциональный отклик учащихся на музыку, умение различать и воспринимать образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Учащиеся должны понимать, что музыка может звучать медленно, умеренно или быстро; громко или тихо; высоко или низко. Мелодия может быть плавная или скачкообразная, может звучать с сопровождением или без него и т.д.

Таким образом, решая на музыкальных занятиях воспитательно-образовательные задачи, педагог направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает музыкальные занятия таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя в классе. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой, развивается, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют или слушают.

Первостепенная роль, по моему мнению, на начальном этапе занятии музыкой должна, отводиться сольмизации занятии с опорой на «музыкальный букварь» Ю. Микиты. Ладовая сольмизация помогает детям полюбить пение и способствует сознательному, грамотному и чистому пению. Учащиеся быстро и уверенно овладевают навыками чтения нот, чистой интонацией, многоголосием, навыками импровизации. Одновременно учащиеся непринужденно и естественно развивают чувство ритма, неподдельный интерес вызывают у детей и различные музыкальные игры, связанные с сольмизацией.

Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных, классов особенно характерно конкретное наглядно—образное мышление. В связи с этим введение в занятия наглядных средств вполне оправдано (картины — модели, в которых учитывается цветовое решение, т.к. оно придает ей нестроение): теплые цвета — пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый (воспринимаются как активные и возбуждающие); холодные цвета — фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый (как умиротворяющие и спокойные).

Картины — модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания музыки. В основном, учащиеся начальных классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку.

В своей практике на уроках музыки я использую словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания. Главное свойство признаков — способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художественный объект (кстати, этот словарь также помогает и студентам — практикантам, которые выдают пробные уроки в начальных классах).

1.Радостно - весело, празднично, приподнято, звонко, звучно, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, легко, проворно, живо, полетно, задорно, ослепительно, ловко, ярко, лучисто, лучезарно…

2.Торжественно — величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, дикуше, восторженно, пышно, шумно, грандиозно, роскошно,- эффектно, переменно, оптимистично, жизнеутверждающе…

3.Энергично — мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твердо, упруго, уверенно, с достоинством, настойчиво, неукротимо, неумолимо, отважно, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно…

4.Сурово — властно, воинственно, твердо, чеканно, повелительно, деспотично, давяще, царственно, начальственно, магически…

5.Сдержанно — сосредоточенно, степенно, размеренно, солидно, серьезно, строго, чинно, обстоятельно…

6.Широко — размашисто, масштабно, пространно, весомо, огромно, бесконечно, беспредельно, набатно…

7.Тяжело — грузно, увесисто, неуклюже, угловато, напряженно, тягуче, густо, насыщенно, натужно, неловко..

8.Мечтательно - поэтично, возвышенно, одухотворенно, сердечно, задушевно, трепетно, душевно, напевно, окрылено, проникновенно, пленительно, чутко, чарующе, лирично, неискушенно, заворожено…

9.Нежно - ласково, любовно, мягко, радушно, благородно, трогательно, приветливо, любезно, приятно, чисто, беззлобно, доверчиво, шло…

10.Спокойно - безмятежно, добродушно, просто, наивно, непринужденно, светло, простодушно, прозрачно, раскованно, созерцательно, беззаботно, доброжелательно, невозмутимо, покорно…



11.Лениво - сонно, дремотно, вяло, изнемогая, обессилено, расслаблено, безвольно, безжизненно…

12.Сентиментально - изнеженно, с желанием, томно, млея, чувствительно… 13.Беспечно - безразлично, бесстрастно, отстраненно, отвлеченно, равнодушно, опустошенно, рассеяно, отчужденно…

14.Мрачно - хмуро, угрюмо, глухо, тоскливо, блекло, расплывчато…

15.Робко - застенчиво, смущенно, стыдливо, кротко, осторожно, боязливо, растерянно, пугливо…

16.Таинственно - вкрадчиво, причудливо, фантастически, загадочно, призрачно , затаенно, колдовски, обворожительно…

17.Задумчиво - меланхолично, уныло, грустно, жалобно, жалея, тоскливо, горестно, скорбно, плача, тягостно, страдальчески, безутешно, безысходно, элегично…



18.Грозно — трагично, зловеще, траурно, драматично

19.Стремительно - страстно, порывисто, горячо, пылко, бурно, упоенно, нетерпеливо, буйно, с жаром, патетично, самозабвенно, накалено…

20.Взволнованно:- беспокойно, смятенно, тревожно, с отчаянием, надломлено…

21.Сердито - раздраженно, резко, грубо, гневно, яростно, жестоко, свирепо, агрессивно, безжалостно, жестоко, злостно, страшно, ужасно, беспощадно, злобно…

22.Грациозно - элегантно, тонко, изящно, утонченно, деликатно, изысканно, капризно, обворожительно, хрупко, изнеженно, изломанно…

23.Щутливо - насмешливо, иронически, с сарказмом, шутовски, пародируя, язвительно, надменно, забавно, ехидно, колко, шаловливо, лукаво, легкомысленно…

Этот словарь эстетических эмоций можно, было бы продолжить еще, но хотелось бы определиться в главном. Он очень помогает и детям, и студентам в подборе слов-синонимов, когда речь идет о характере, и образности музыки, которую они слышат и рассказывают о своих переживаниях. Ведь младшие школьники зачастую кроме «весело» и «грустно» не могут подыскать нужных слов. Также этот словарь помогает старшим школьникам и студентам в выполнении контрольных работ (письменных) по слушанию музыкальных произведений. Это небольшие сочинения, например «Письмо к другу», где они стараются передать свои впечатления и переживания и переживания по поводу прослушанной на уроке музыки. И здесь для обучающихся этот словарь просто необходим, чтобы дать музыкально-художественный анализ произведения.

Что же нужно сделать для того, чтобы научить детей эмоционально отзываться, любить и понимать музыку?

Для ответа на этот вопрос следует остановиться на содержании этих понятий. ЛЮБИТЬ музыку — значит испытывать потребность в общении с ней, переживать её, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или исполняя ее. ПОНИМАТЬ музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Иногда эти понятия отождествляются, и между ними существует тесная связь, т.е. восприятие сознательно и эмоционально. Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем много жизненных примеров, когда слушатели (и взрослые, и дети), очень мало, и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие людей, имеющих подготовку и знания о музыке, глубже, ярче и содержательнее. И, что особенно важно, круг произведений, который они способны эмоционально воспринять, сложнее и пире. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый профессор Б.М.Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку. Способность целенаправленного восприятия необходима для восприятия, понимания замысла музыкального произведения, для понимания музыкального языка.

Учитель организует восприятие учащихся направляющим словом, постановкой определенной задачи для наблюдения над музыкой, иногда лишь одам названием сочинения. И, естественно, главную роль играет слово учителя, направляющее детей, их внимание, анализирующее, «обучающее». В практике бывают моменты, когда слово о музыке мажет «спугнуть» впечатление. Естественно, неумеренное использование слова, не опирающегося на музыкальные впечатления, недопустимо. Но слово, входящее в музыку, слово, разъясняющее и облегчающее восприятие — такое слово представляет большую ценность, педагогическую ценность (будь то небольшой рассказ, стихотворение, изобразительное искусство и т.д.)

Также большое значение в эмоциональной отзывчивости на музыку у школьников начальных классов (и не только их) имеет эмоциональность и «зажигательность» самого учителя. Он может без слов приобщить детей к музыке: достаточно взглянуть на него со стороны, когда, он сам слушает произведение вместе с учащимися. На его лице зримо должна отражаться радость, печаль, юмор или удовольствие от встречи с музыкой — он слушает ее с улыбкой, которую не может и не хочет скрыть от глаз учеников, он рад этой встрече, как при встрече со старым добрым другом. Серьезное, трепетное, глубоко личностное отношение к музыке передается и детям, пусть не сразу и не всем. Учитель должен виртуозно владеть интонацией, взглядом, умением заинтересовать, заворожить ребят и настроить их на что-то необычное!

Придавая большое значение слушанию и анализу музыки нельзя считать, что только на нем можно построить всю систему музыкального воспитания детей, как это предполагают некоторые методисты. Во-первых, восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления требующих особой психической сосредоточенности, умения удержать внимания и эмоциональное напряжение. Но в смысле физической активности оно пассивно, а ведь это дети и движение им необходимо! Поэтому не будет преувеличением, если скажем, что восприятие музыки путем слушания является для школьника даже самым сложным процессом, с которым сталкивается его психика в жизни. Во-вторых, абстрактное мышление не может существовать без связи с конкретными явлениями, предметами, слуховыми, зрительными и другими ассоциациями, т.е. без определенной символики. Восприятие художественной литературы активизируется процессом чтения, восприятие изобразительного искусства — зрительным опытом и наблюдением. Восприятие музыки (особенно у школьников начальных классов) — тоже невозможно без звукового опыта, без звуковой символики и без активной деятельности основы. Все это и дает исполнение музыки — пение, сольфеджирование, ладовая сольмизация, ритмические движения под музыку, музыкальные игры, инсценирование песен, импровизации, музицирование на детских музыкальных инструментах и рассуждения о прослушанной музыке. Все это, если оно качественное, очень сильно развивает у детей чувство красоты, создает много ситуаций для художественного удовольствия, т.е. само собой развивает многие аспекты восприятия музыки. Следует вывод, что слушание музыки как процесс является необходимой частью урока, но его, особенно в младших классах, нельзя переоценивать и только на нем строить всю систему музыкального воспитания и обучения, т.к. слушание музыки — только одно из нескольких звеньев в воспитании слушателя.



Важно, развивая у детей музыкальные навыки, воспитывать главное — умение не только слышать музыку, но и эмоционально воспринимать, сопереживать ее содержание, а также выразительно исполнять. И многое здесь зависит от показа песни учителем — как ярко и эмоционально он ее исполнит, найдет ли это исполнение отклик в душах детей. Именно песня служит основным исполнительским материалом на уроке музыки.

Что касается музыкально-ритмических движений на уроке музыки, то эта форма музыкальных занятии направлена на пластическое выражение особенностей музыки. Они помогают в наглядной форме продемонстрировать процесс восприятия музыки и их отзывчивость на нее. Эта форма деятельности доступна каждому ребенку, в том числе и ребятам, для которых пение на первых порах представляет определенную трудность. Вместе с тем общеизвестен факт раннего эмоционального отклика ребенка на музыку.

Вначале, в первые месяцы жизни, музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая ощущение оживления и покоя. Позднее ребенок прислушивается к музыке как к эмоционально — смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыкальных образов. И лишь позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных образов, средств. В какой бы простой форме не выступали эти качества восприятия, они всегда показатели начала в самой музыке и соответственно этому переживание ребенка. Слушание одних и тех же пьес или песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-то новое, получал различные задания, активизирующее детскую эмоциональную отзывчивость.

Разработаны способы применения таких действий, которые нужны детям как в слушании, так и в любой другой музыкальной деятельности:

1.Способ первой ориентировки — способ вслушивания.

Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием.

2.Способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контрастных и сходных отношений.

Дети способны к сопоставлению простейших отдельных свойств звуков, контрастных музыкальных образов и различных музыкальных построений.

3.Способ ориентировки в музыке как в эмоциональном явлении. Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать отдельные переживания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных произведений, появляются наиболее любимые из них, создается избирательное отношение, появляются первые оценки — первые проявления музыкального вкуса. Это обогащает личность ребенка, служит средством всестороннего его развития.

4.Способы творческого отношения к музыкальным занятиям явлениям. Благодаря овладению этими способами у детей появляется творческое воображение в процессе восприятия музыкальных образов.

Без создания на уроке особой атмосферы общения с музыкой, невозможно установить подлинные глубокие связи музыки и жизни в сознании детей, вывести их через музыку на размышления о вопросах, жизненно важных для становления личности. А ведь именно это является главным, на что нацелены уроки. Эпиграфом к статье не случайно выбраны слова В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании как воспитании человека, а не музыканта. От нас, преподавателей, требуется научить детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они её глубже переживали, чувствовали, эмоционально находили отклик в своих детских душах.