Статья Экологический проект в курсе обществознания опыт использования ИКТ в проектной д

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Ведерникова Наталья Ивановна

МОУ СОШ № 11, п. Раякоски, Мурманская область

Проектная деятельность как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.

В основе проектной деятельности как педагогической технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов используется педагогами для решения своих дидактических задач. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым дидактическим результатом, оформленным тем или иным образом. Для этого необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.





В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому так важно для педагога организовать процесс поиска необходимой информации и материалов. Работа в сети Интернет становится одним из важнейших элементов в работе над проектом. Вместе с учениками 7 класса мы реализовали проект «Экологическая кругосветка». Идея проекта родилась в ходе изучения раздела обществознания «Человек и природа». На уроке мы воспользовались интерактивным сервисом Всемирного фонда дикой природы «Расчет вашего экологического следа» (http://www.wwf.ru/footprint/calculator). Заинтересовавшись сайтом природоохранной организации, ребята решили участвовать в акции «Час Земли». Идея разработать проект, результатом которого станет общешкольная игра-путешествие по станциям «Экологическая кругосветка» осуществлялась с использованием ресурсов всемирной сети. Ребята увлеченно исками материалы для кроссворда, заданий по энергосбережению и защите природы. Выяснилось, что в России множество организаций, занимающихся охраной природы. Стадия поиска информации позволила узнать много нового и совершенствовать навыки работы с поисковыми системами . При разработке материалов для станций кругосветки ученики создали на базе приложений Microsoft Office мультимедийные презентации с иллюстрированным кроссвордом и заданиями, подготовили маршрутные листы для классов. В ходе реализации проекта появилась идея использовать тренажер «экологического следа» на сайте WWF как одного из этапов игры, что позволило показать ученикам школы возможности сети интернет. Заключительным этапом проекта стало проведение игры, подготовленной учениками. Безусловно, большим подспорьем стал тот факт, что при проведении игры по «станциям» мы могли воспользоваться техническим оборудованием классов. Почти полная компьютеризация школы позволила использовать все мультимедийные материалы и сеть интернет при проведении мероприятия.

Рефлексия по итогам реализации проекта выявила, что детям очень понравился именно его интерактивный характер. Столкнувшись с информацией в интернете об экологических угрозах современного мира, ученики проявили интерес к дальнейшей работой над экологической тематикой.

Интерактивный характер работы ,нестандартная тематика для проекта по обществознанию и использование информационно-коммуникационных технологий активизировали интерес учеников к изучению предмета. Ученики являлись активными участниками процесса, а не пассивными статистами, увидели реальный продукт свое работы. Меняется и мотивация учащихся. Появляется осознанный интерес к занятиям, желание участвовать в поиске знаний, в презентации своих результатов. Ученики приобретают навык публичного выступления, умение искать нужную информацию, умение отслеживать результат своей деятельности, находить опору для собственного развития.

Кстати, участие в акции-конкурсе WWF «Классный час Земли» принесло и моральное удовлетворение: мы вошли в число 10 победителей всероссийского конкурса.

При выполнении учащимися проектов качественно меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Важно учить учеников использовать современные технологии, важно «учить учиться», что стало и требованием нового поколения федеральных стандартов.

Формирование учебных навыков в ходе проектной деятельности с использование информационно-коммуникационных технологий позволяет говорить о методе проектов как о необходимой составляющей педагогической деятельности.

Литература

Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – 3-е изд., – М.: Академия, 2007.