Статья Эффективность урока

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.

Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребенок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

Слово «эффективность» в переводе с латинского –«эфектос» — означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Т. о., эффективность урока – это его результативность, т. е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

- понят ли учащимися теоретический материал;

- научились ли применять полученные знания на практике;

- сформировались ли навыки по теме урока;

- проведена ли учителем коррекционная работа;

- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

От чего же зависит эффективность урока?

От конкретности поставленной цели и задач, затем установление средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определении способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута. Целью изучения предмета математики в целом является развитие умственных способностей, на нынешнем этапе – подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. А также умения применять математические знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях (например: школьная программа 6 кл. по математике изучает координатную плоскость гораздо позже, чем они на уроках географии осваивают долготу и широту, построение графиков). И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой конкретные цели, то эффективность урока повышается (в том же 6 кл. задачи на части: каких только рецептов тортов, печенья, варенья и мн. другого от родителей).



Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно и эффективности урока.

Виды нетрадиционных уроков:

урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-тестирование и т.д.

Эффективность урока зависит от использования методических приемов. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке:

- демонстрационные (рассказ+модель)

- графические

- логические



- прием новизны: интересные сведения, факты, исторические данные

- прием динамичности: показ процессов, явлений в динамике (например: уравнения)

- прием создание проблемной ситуации

- прием адаптации к жизненным ситуациям.

Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.

- первый уровень – создание положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения;



- второй уровень – создание поискового характера деятельности;

- третий уровень – основу этого уровня составляет творческая деятельность: метод проектов.

Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий:

Принципы наглядности: иллюстрация с помощью компьютера, презентации, с использованием анимации;

Организация самостоятельной деятельности при изучении новой темы.

Развивающая технология – принцип сотрудничества.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школьников. С точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развитие творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя; а именно:

а) знание предмета

б) культура общения

в) любовь к детям