Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки — воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно учителю музыки. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального.

Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка – это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Неуважительное отношение к церковному искусству на протяжении 70 лет ХХ века отрицательно сказалось на нравственном состоянии общества. Это, кажется, поняли все. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней – наша национальная основа, наша духовность и нравственность.

Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Программа по предмету «Музыка» имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь – что стремиться в храм».

В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли?

Фрагмент урока в 1-м классе, когда поём колыбельную Мамы – козы из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Мы вспоминаем разные эпизоды из мультфильмов: про медвежонка Умку – мама медведица пела ему такую же ласковую колыбельную; про мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем, и так хотел ласки и тепла. Потом вспоминаем колыбельные, которые пели детям их мамы. Сейчас складывается такое впечатление, что дети не столько вспоминают, сколько мечтают о том, чтобы мамы им пели. И уже не так важно, кто ласкает своё дитя – Мама – коза, Мама – Медведица или собственная мама. Потому, что в мире существует вечная тема – мать и дитя. Ощущение теплоты и доброты в классе усиливается зрительными образами: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Владимирская Богоматерь», «Богоматерь Тихвинская». Важным становится смысл – мать и дитя. Зачем мать приносит в мир своё дитя? Часто ли мы помним о той, которая заботится о нас в этом мире? Конечно, эти вопросы не

В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Это «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор, «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости своей ничуть не меньше.

При слушании «Вокализа» С.В.Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она заполнена?

«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях». (Л.В.Горюнова) Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика.

Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому я соотношу материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии. И многое учителя нашей школы на своих уроках не редко обращаются к музыке.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны и с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.