Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Кадобная О.Ю.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский педагогический колледж»

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают, что представляют собой, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности.

Литература-это тот предмет, который способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, потому что писатели всех времен черпали своё вдохновение, обращаясь к Библии.

Ф.М. Достоевский писал: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила даны с ней человеку! И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего слова, ибо жаждет душа сего Слова и всякого прекрасного восприятия».

На уроках литературы передо мной стоит задача познакомить учащихся с содержанием Великой книги, через сравнительный анализ произведений и библейских сюжетов обучить анализу собственных поступков, закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не убей, не лукавь, не предавай, не прелюбодействуй.

Так при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» учащимся предлагается поработать над проблемным вопросом: «Демон — это зеркальное отражение Люцифера?». Для этого на уроке рассматривается образ Демона и Люцифера, зачитываются отрывки из Библии. Учащиеся должны ответить на рядвопросов:

- Кто такой Люцифер?

- Почему он был низвержен с небес?

- Зависть, гордыня — это грех? Почему?

- Как Сатана искушает Еву? К чему привело искушение?

- Все ли сталкиваются в своей жизни с искушением?

- Легко ли не поддаться соблазнам?

- Что можно сделать, чтобы побороть искушение?

Невозможно изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» без знания притчи о воскрешении Лазаря. Учащиеся работают над вопросами:

- Почему Иисус не приходит сразу, когда узнаёт о смерти Лазаря?

- Какие отношения были между Иисусом и Лазарем?

- Зачем Иисус воскрешает Лазаря?

- Какое значение имеет слово «воскресение»?

- Почему Иисус говорит « я есмь воскресение и жизнь»?

- Какое отношение имеет воскресение Лазаря к Раскольникову (ведь он не умер)?

- Какую надежду дарит эта притча людям?

Изучая рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», обращаемся к библейскому образу Иуды.Размышляем над вопросами:

- Кто такой Иуда?

- Как он оказался среди учеников Христа?

- Как Иисус относится к Иуде, зная, что он предатель?

- Что такое предательство? Как вы относитесь к предательству?

- Почему Иуда предал Христа?

- Почему Петр трижды отрекся от Иисуса?

- Что чувствовал Христос, когда Иуда и Петр предали его?

- Простил ли их Иисус? Почему?

- Легко ли простить обиду, нанесенную другом?

Не разобраться и в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» без параллели образа Иисуса Христа из Великой книги и образа ИешуаМ.Булгакова. На уроке звучат отрывки из Евангелия и вопросы:

- Как вы думаете, почему Христос назвал себя Сыном Человеческим?- Знал ли Он, что к смерти, страшным мукам на кресте приведет его путь?-Если знал, то зачем эти страдания? — Отчего не облегчил Бог-Отец страдания сыну своему?

- Готовы ли вы пожертвовать чем — нибудь ради близких людей?

- А ради тех, кто вас обидел?

- Почему один из разбойников на кресте получает прощение?

- Умеете ли вы прощать?

На уроке можно использовать сопоставление фрагментов разных авторов и отрывки из Библии. Так можно сравнить главу «Великий инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и главу «Понтий Пилат» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Вопрос, какой евангельский сюжет напоминают эти повествования, поможет понять, какова роль этих эпизодов в романах писателей и почему они обратились к этому евангельскому сюжету. Раскрываем образ Понтия Пилата через чтение Нового Завета. Работаем над вопросами:

- Кто такой Понтий Пилат? Каково его социальное положение?

- Что было необычного в суде над Иисусом?

- Что такое страх? Чего боится Понтий Пилат?

- Какой выбор сделал инквизитор? Как он повлиял на его жизнь?

- Какие страхи вы испытываете? Как можно победить страх?

При изучении творчества А.С.Пушкина анализируем стихотворение «Пророк» по следующим вопросам:

- Сравните стихотворение с отрывком из Книги Пророка Исаии.

- Кто такой пророк?

- Какова его миссия?

- Все ли могут быть пророками?

- Кто дает дар пророчества?

- Почему Серафим выбрал именно этого человека?

- Что означает место встречи — “перепутье”?

— Кто превратил “труп” в пророка?

- Как лексика стихотворения проявляет торжественность события?

Рассмотрев стихотворение, делаем вывод: несмотря на то, что поэт использует библейский сюжет, разница между ними очевидна. В Библии упор сделан на неправедности окружающего общества, сумевшего осквернить будущего пророка, от чего он и пожелал очиститься. У Пушкина акцент делается на мучительности операции по преображению человека в пророка. Герой проходит через муки и смерть, перерождаясь в пророка, и получает право нести людям волю Бога. В стихотворении широко используются слова и обороты Библии. Стихотворение звучит торжественно.

Анализируя стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтова, сравниваем его с отрывками из Книги Пророка Иеремии, из Плача Иеремии. Работаем по вопросам:

- Кто такой Иеремия?

- Какой дар он получает от Бога?

- Какова участь пророка?

- Какие испытания выпадают на долю пророка?

- Что такое «пустыня» в библейском понимании?

- Почему пророк Лермонтова уходит в пустыню?

- Легко ли говорить правду, когда ее не принимают, когда за неё могут убить?

Изучая рассказ Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», размышляем над вопросами:

- В чем причина трагедии главной героини?

- Какие библейские заповеди нарушает Катерина Измайлова?

- Как грех разрушает её жизнь?

- Можно ли руководствоваться в жизни только своими желаниями?

Чтобы понять к каким последствиям приводит грех, обращаемся к Ветхому Завету, к образу царя Давида.

- Какой грех совершает Давид, когда становится царем?

- К каким последствиям приводит грех?

- Давид осознал неправильность своего поступка или нет?

- Можно ли простить грех?

В заключение хотелось бы сказать о том, что, безусловно, уроки литературы должны быть не «собраньем пёстрых глав», а обязательно оставлять след в душе ученика, заставлять его размышлять, вспоминать, работать над собой, понимать, что литература – отражение жизни.

Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.  Я убеждена, что только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.