Статья Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка 5 класс

Беляева Лариса Анатольевна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 279

г.Гаджиево,

Мурманской области

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка.

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

И найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.Нужно только вовремя ответить на поставленный вопрос. Об этом как нельзя лучше сказал наш современник, известный поэт Андрей Дементьев:

Как важно вовремя успетьСказать кому-то слово доброе,Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-Ведь все порушить может смерть.Как важно вовремя успетьПохлопотать или поздравить,Плечо надежное подставить!И знать, что будет так и впредь.Но забываем мы подчасИсполнить чью-то просьбу вовремя,Не замечая, как обида кровнаяНезримо отчуждает нас.И запоздалая винаПотом терзает наши души.Всего-то надо — научиться слушатьТого, чья жизнь обнажена. (А. Дементьев)

Учиться слушать и слышать мы учим на уроках литературы, стремимся научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.

Безусловно, тема урока литературы не позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Но ведь работая с художественным произведением на уроке и дома, ребята прямо или опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель — это тот человек, что всегда сможет поддержать сомневающегося, объяснить заблуждающемуся, выслушать озадаченного. Правда не стоит забывать, что для всего этого нужно ученика увлечь произведением – тогда и появится внимательный и неравнодушный читатель. И не будет большим откровением мысль о том, что немодным среди обучающихся стало чтение. Так что ещё до того, как ученик сможет постигнуть из книги какую-либо истину, нужно сделать его читателем со всеми вытекающими из этого последствиями.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию…

Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать всебе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений Жилин и Костылин из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», солдаты и офицеры из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и даже любимые сказочные герои Царевна-лягушка и Хаврошечка воспитывают и наставляют.

Информационное пространство, в котором зачастую в одиночестве оказывается подросток, насыщая ум ребёнка, эмоционально заряжая его, в меньшей степени затрагивает духовный мир. Родители современного школьника занимаются чаще всего зарабатыванием денег, не думая подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего. И формировать, взращивать детскую душу помогают такие произведения, изучаемые в 5 классе, как стихотворения в прозе Н.А. Тургенева «Два богача», «Воробей», рассказы Н.А. Носова, А.Платонова, В.П. Астафьева.

Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном жизненном темпе совсем угасает – потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонти другие русские поэты 19-20 веков, изучаемые в 5-ом классе, а также И.И. Левитан, А.И. Куинджи, А.А. Ромадин, В.М. Васнецов, А.А. Рылов и многие другие художники, запечатлевшие русскую природу, — это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».

Закладывается любовь к природе в детстве: нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет личности.

Стихи о родной природе позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать. Например, стихотворение К.Бальмонта «В парке плакала девочка»:

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…И отец призадумался, потрясенный минутою,И простил все грядущие и капризы, и шалостиМилой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Ведь оно совсем не о несчастной птице…

Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Анализ текста художественного произведения — основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе «Муму» И.С. Тургенева — это глаголы действия, ведь именно они позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника. 

Думается, необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов. 

Раскрыть потенциал ученика  помогают интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется развитию речи на уроках русского языка и литературы.Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём. И как результат – вот такие стихи:

Язык мой русский! Ярких чувств букет

И помысла высокого стремленье,

Тебе никто не скажет нет,

Узнав тебя, став русским по ученью.

Поешь аккордом балалайки ты,

Звучишь в поэзии, что за душу берет,

А сколько в тебе нежной простоты,

Когда ты говоришь слова о маме и о брате!

И гордостью исполнятся сердца,

Ничто меня с тобой не разлучит,

Язык, доставшийся от деда и отца,

Беречь тебя я буду и учить!

(Ирина Полякова)

Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

С целью активизации учащихся на уроке применяется хорошие результаты даёт проблемная технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций, ситуаций выбора и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.

Также на уроках   используются разные приёмы нравственной активизации личности.

Например, полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни таких авторов как Д.С.Лихачёв, В.А. Сухомлинский. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими — близкими или противоположными ему.

Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К таким заданиям можно относить незаконченное предложение, написание письма герою или любимому автору, с тем, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. 

Также для повышения эффективности  процесса формирования ценностных ориентаций, очень уместен переход на деятельностный способ обучения, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Таким образом, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными  эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников. 

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это детиэкранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор нравственных категориях был не формальны, а актуальным необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя  или поэта, побывать в его музее,услышать  мастерское  чтение любимых  классических  произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Всегда помните совет Святого праведного Иоанна Кронштадского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом, нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

Список использованной литературы:

Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1997.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит. — М.: Педагогика, 1991.

Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? — М.: Просвещение, 1990.

Изучение личности школьника учителем. Под.ред.: З.И.Васильевой. — М.: Педагогика, 1991.

Ильин Е.Н. Искусство общения./ — Сб-к Педагогический поиск, составитель И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М.: Педагогика, 1986.

Ильин Е.Н. Шаги навстречу. — М.: Просвещение, 1986.

Иоффе Г.А. Диагностика филологических знаний старшеклассников.// — Литература в школе. — №3. — 1998.

Караковский В.А. Воспитай гражданина. — М.: Московский рабочий, 1987.

Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII кл. — М.: Просвещение, 1984.