Статья Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентност

Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семенова М.С., Степанова Р.Л.

воспитатели ОГ БОУ Детский дом «Гармония» г. Черемхово.

Аннотация: рассматриваются вопросы формирования социальной компетентности детей-сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение к истокам» и всероссийского проекта «Православная церковь, отечественная культура и образование: новые перспективы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

Ключевые слова: социализация, духовно-нравственное воспитание, православная культура, церковь.

В настоящее время в России доминируют материальные ценности над духовными. У детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большую тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения, а особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Отрыв от родной культуры, незнание истории своего отечества – трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм народной культуры может сделать жизнь ребёнка полной и красочной. Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством правового и духовно-нравственного долга.

Совершенно очевидно, что в воспитательном процессе духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности юного гражданина России.

Понятие « духовно-нравственное развитие личности» подразумевает осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений образовательного процесса детского дома «Гармония».

С 2009 года в учреждении реализуется программа элективного курса по духовно- нравственному воспитанию « Возвращение к истокам». В 2011 году на данную программу получена рецензия и присвоен статус – адаптационной.

Целью данной программы является: гармоничное духовно-нравственное развитие личности воспитанников на основах изучения традиций народной и православной культуры, произведений искусства.

Задачи:

1.Развитие у детей интереса к изучению традиций русского народа.

2.Формирование знаний исторического характера в сферах народной и православной культуры.

3.Воспитание любви и уважения к Родине, её народу, культуре через

изучение произведений искусства.

4.Раскрытие и развитие потенциала социальных эмоций и чувств,

творческого воображения, коммуникативной культуры общения.

Работа элективного курса строится по трем блокам.

- Первый блок «Духовно-нравственное воспитание на основе народной культуры».

Основными формами работы являются беседы, конкурсы рисунков, посиделки, творческие мастерские, мастер-классы, разучивание игр, посещение храма, экскурсии.

Второй блок «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры».

Реализуем данный блок через знакомство с православными праздниками, проводим беседы с просмотром фильмов на православную тематику, устраиваем праздничные гуляния с участием кукольного театра, участвуем в вечерних службах при Свято-Никольском приходе. В январе и июле воспитанники детского дома жили в течение десяти дней в Свято-Троицком Селенгинском монастыре. В монастыре дети отдыхали, играли на свежем воздухе, знакомились с укладом монастырской жизни, выполняли хозяйственную работу (послушание).

Третий блок «Духовно-нравственное воспитание на основе произведений искусства».

Реализуем данный блок через часы чтения, просмотр сказок, представления кукольного театра, экскурсии в музеи и храмы Иркутской области.

Работа по программе « Возвращение к истокам» строится по основным принципам:

Принцип привлекательности будущего дела. Стараемся увлечь воспитанников конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во многих мероприятиях, которые проводятся. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах воспитателей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Все это способствует личностному развитию детей.

Принцип обратной связи. Каждое мероприятие большое или маленькое заканчивается рефлексией. Совместно с детьми обсуждаем, что получилось, и что не получилось. Узнаем их мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах как семьи, так и детского дома.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова сотрудничество и творчество. Работая с детьми, мы предоставляем право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой воспитанниками работы.

Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие ребенка, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараемся увидеть участие каждого ребенка в делах и по достоинству его оценить.

Стало традицией посещение Свято-Никольского храма с целью принятия таинств исповеди и причастия, посещение церковного хора, участие в службах. Традиционным является проведение народных праздников Рождество Христово, широкая Масленица, Вербное воскресенье, праздник Светлой Пасхи. Проводятся конкурсы пасхальных писанок, рождественских сувениров, обрядовых кукол.

В рамках подготовки к народным праздникам дети учатся выпекать блины, пасхальные куличи, рождественское печение, готовить рождественское блюдо «сочево».





В 2011 году наше учреждение совместно с Центральной городской библиотекой и Свято-Никольским приходом приняли участие в международном открытом грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива».

Наш совместный проект «Православная церковь, отечественные культура и образование: новые перспективы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» получил грант.

По проекту педагогическая организация процесса духовно-нравственного воспитания предусматривала один год совместной работы и требовала согласование и объединение усилий социальных субъектов: нашего образовательного учреждения, учреждений культуры, традиционных религиозных и общественных объединений. Общими усилиями мы старались воспитать физически здоровую душу ребенка. Поддержка со стороны Центральной городской библиотеки и учреждений Православной церкви была очень своевременна. Проект позволил обеспечить более благоприятные условия для реализации системы мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей. Были проведены культурно-образовательные занятия со священником в сфере духовно-нравственного воспитания. В дополнении встреч детей с батюшкой, демонстрировались православные фильмы, показывались кукольные спектакли на Библейские темы. В рамках проекта была организована деятельность воскресной школы и воскресного хора. Сформирован книжный фонд православной духовно-просветительской литературы. На полученный гран из Благотворительного фонда Серафима Саровского были приобретены не только книги, но и видеофильмы, сделана подписка на духовно- нравственные журналы. В октябре 2012 года были подведены результаты работы по проекту. Все участники проекта выразили единогласное мнение продолжать совместную деятельность. В течение года ведется сотрудничество с Иркутской епархией, в январе 2011 года для наших детей был организован концерт мужского хора и приложение к мощам Святителя Иннокентия Иркутского.

Осенью 2011 года приняли участие в конкурсе детских рисунков «Православие в Японии», организованным Патриархом Русской православной церкви Кириллом.

В ноябре 2012 года были участниками областной экскурсионно-образовательной программы «Как хорошо, что ты кому-то нужен», организованной Министерством образования Иркутской области, метрополией Иркутской и Ангарской. Посетили Спасский Храм г. Иркутска, Православную женскую гимназию. В результате получен сертификат участников данного проекта.

С целью выяснения результативности работы по данным программам и проекту проводим мониторинговые исследования по методике П.В.Степанова, Д.В. Григорьев «Диагностика личностного роста воспитанников», Е. Худенко «Мониторинг воспитанности и социализации детей», которые показывают сформированность детского коллектива и воспитанность детей, осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности.

Вывод:

Реализация программы повышает личностный рост воспитанников:

- приобрели социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),

- накопили жизненный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- формируются навыки самостоятельного общественного действия и навыки социально приемлемых моделей поведения.

Литература:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: 2001. — 127 С.

Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г. редакции/. — М.: 1999. — 96 С. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 7)

Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. — М.: 1997. — 127 С. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8)

Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. — М.: 1999. — 126 С. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8)

Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. — М.: 2001