Статья для NSPORTALRU Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как о

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ВЫСТУПЛЕНИЕ КРАСИЙ Е.Н. НА

МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

КУРОРТНОГО РАЙОНА.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2011 г.

Основной целью создания музыкально-звуковой и предметной развивающей среды является актуализация музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения.

Эта цель определяет следующие задачи:

- поощрять накопление опыта эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству в дошкольном детстве

- способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной деятельности

- формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество.

Эти задачи предполагают создание музыкальной среды в дошкольном учреждении в контексте стандарта дошкольного образования. В нашем детском дошкольном учреждении – ГБДОУ%28 Курортного района – такая музыкальная среда создана с учетом следующих позиций:

Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям ребенка, предпочтениям, личному музыкальному опыту.

Скоординированности педагогического воздействия в формировании элементарных представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной деятельности и в других сопутствующих видах детской деятельности.

Сочетание предметных элементов неозвученных со звучащими.

Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной деятельности детской и совместно со взрослыми (занятия традиционные, доминантные, тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, самостоятельная деятельность,

Концерты, музыкальные гостиные, клубы.

Прогнозирования и проэктирования разнообразных вариантов моделей общения взрослого и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим музыкально-образовательным пространством СПб.

Максимальная озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное значение в отборе и классификации

её элементов.

Звучащие элементы.

Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и « взрослая» музыка. Лучшие образцы музыкального искусства признанные формировать музыкальный вкус ребенка, элементарные представления о музыке и музыкантах развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку адекватно настроению, образу, характеру музыкального произведения. При выборе музыкальный репертуар берется с учетом возрастных особенностей, личным музыкальным и жизненным опытом ребенка, охватом музыкальных произведений разных эпох, стилей, жанров. Особое внимание уделяется творчеству композиторов С-Петербурга.

Звуки: звуки природы( фауна, флора), подражательные, шумовые,

Всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные»,«водяные» и др. Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развития слухового внимания.



Звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся в музыкально-ритмических импровизациях.

Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты. В своей работе я широко применяю разнообразные музыкальные инструменты не только для формирования элементарных представлений о музыкальных произведениях, но и для ознакомления с особенностями звучания инструмента и его внешним видом.

Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования в рамках концепции Карла Орфа. В нашем ДОУ№28 используется успешно элементарное музицирование, основанное на простейших приемах игры на музыкальных инструментах, что дает шанс каждому ребенку реализовать свой потенциал независимо от стартовых возможностей.

Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.



Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми ( педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Такие оригинальные звучащие предметы предполагают активное сотрудничество взрослого и ребенка в изготовлении и реализации творческого замысла в музицировании.

НЕОЗВУЧЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Музыкальные игрушки – инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов привлекает ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствует развитию инициативы.

Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных преставлений о музыкальной грамотности.

Музыкальная символика: разнообразные шаблоны(ритмические,

динамические и др.), карточки с изображением элементов музыкальной грамоты.

Неозвученные элементы призваны взаимодополнять звучащие, побуждая к музицированию, способствуя целостному восприятию музыки.



В нашем дошкольном учреждении музыкальная среда создана не только в музыкальном зале, но и в групповых помещениях, с возможностью трансформации элементов музыкальной среды в связи с возрастной периодизацией музыкального развития детей, их предпочтениями, формами организации музыкальной деятельности и её видами. В музыкальном зале проводятся не только коллективные формы музыкального воспитания, но и индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми или детьми совместно с родителями с учетом индивидуальных предпочтений детей.

Зоны самостоятельной музыкальной деятельности в групповых помещениях динамичны и подвижны, что создает непринужденную обстановку для познавательно-исследовательских музыкально-творческих предпочтений детей. Этому способствует сочетание традиционных и оригинальных элементов музыкальной среды знакомых ребенку и новых для него музыкальных игрушек, инструментов, звучащих и неозвученных предметов-заместителей и музыкальной символики.

Учитывая уровень знаний, умений и навыков наши педагоги предоставляют детям возможность свободного выбора действий, поощряя самостоятельность, музы кально-эстетические личные предпочтения детей. Наши педагоги тактично направляют, содействуют формированию положительного отношения к сверстникам в совместном музицировании.

Все это создает благоприятные условия для развития, осознания и осуществления замысла в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

,