Статья для конференции Олимпиады для школьников или абитуриентов

Грант YD09 – 01

Панюкова Надежда Павловна, учитель химии и биологии

Педагогический стаж – 35 год

Квалификационная категория – высшая

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» сольшелуг, Корткеросского района Республики Коми.

Тема «Олимпиады: для школьников или абитуриентов?»

Я работаю учителем химии в сельской школе, учащихся меньше двухсот. До районного центра около 70 км. Программы обычные общеобразовательные, на базовом уровне. Больших высот в олимпиадах мы не достигли – это призовые места в районных и республиканских олимпиадах. Но наши учащиеся с большим желанием участвуют в них, серьезно готовятся к ним. И мне, как учителю, интересна эта тема, волнуют проблемы олимпиадного движения.

Система химических олимпиад – это структура, которая сохранилась с времен СССР, не рухнула с развалом страны. Олимпиадное движение – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этот процесс вовлечены множество детей и взрослых: учителей, родителей, студентов, преподавателей. В олимпиадах заложен большой стимул к саморазвитию учащихся. Учителя, работающие с одаренными школьниками, готовя их к олимпиадам разного уровня, используют индивидуальный подход, учитывая и развивая способности ученика. Эта работа должна быть систематической, а не разовой. При этом повышается квалификация самого учителя.

Олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, развитию общественного интереса к химическому и естественно — научному образованию. Это особенно важно сейчас, когда естественные науки в России переживают нелегкие времена, особенно химия. У большинства людей она ассоциируется с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, наркотиками.

Олимпиады способствуют профессиональной ориентации школьников. Вполне возможно, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для нас, кто живет вдали от крупных городов. Среди моих выпускников есть много тех, профессиональная деятельность которых связана с химией. А начинали они со школьных, районных и республиканских олимпиад по химии.

Когда человек обладает способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, желает победить – и это не удивительно. Но успешное выступление на олимпиадах – это огромный труд учителя и ученика. Этот труд дисциплинирует школьника, учит беречь время.

В процессе подготовки к олимпиадам отношения учителя и ученика становятся другими – партнерскими, товарищескими. Учитель лучше узнаёт своих учеников.



Дети понимают, что участвуют в олимпиадах не ради учителя и не только ради себя. Он – ученик – представляет лицо школы, района. Ученик чувствует свою ответственность, гордость, что повышает самооценку ученика. Особенно это актуально для нас (сельской школы), где из-за территориальной изолированности дети страдают от дефицита общения, часто закомплексованы, у них снижена самооценка.

На олимпиадах школьники имеют возможность пообщаться с учениками других школ, установить и укрепить личные контакты и связи. А сегодняшние школьники – это будущие учителя, ученые…

В олимпиадном движении, конечно, есть проблемы, наверное, их немало. Мое мнение, как учителя, может быть слишком узким и односторонним.

Школьное химическое образование переживает сложный период своего развития: огромное количество вариативных программ и уменьшение количества часов на изучение химии приводит к снижению уровня знаний учащихся по предмету. Некоторые темы изучаются поверхностно в ознакомительном плане, а это приводит к проблеме при подготовке к олимпиадам.

Стандартизация образования привела к изменению системы оценки знаний. Активно внедряются тесты, проводятся ЕГЭ на основе контрольно — измерительных материалов. Поэтому учителя вынуждены «натаскивать» учащихся к экзаменам, выполнять множество тестовых заданий. Меньше времени уделяется выполнению творческих заданий, решению нестандартных задач.



В настоящее время олимпиады проводятся по всем предметам – 21. В малокомплектной школе доходит до смешного. В классе 15 человек, а олимпиад гораздо больше. И почти все олимпиады в районе проходят в один день. Вот и стараются учителя «переманить» на свой предмет «сильного» ученика. Разумеется, что ученик выберет более легкие предметы, физкультуру или ОБЖ, где знания проверяются по тестам и есть больше шансов получить призовые места.

Сместилась и функция олимпиады. Главным стало – выявление сильнейших. С личного развития учащихся, развития творческих способностей акцент сместился в направлении соревнования. Главное – победа! Это престиж школы, учителя, ученика.

Какой мне представляется олимпиада в будущем?

Может не надо проводить 21 олимпиаду? Может меньше да лучше? Зачем олимпиада по физической культуре, если есть соревнования? Может часть предметов заменить другими творческими турнирами?



Олимпиада – это не проверка школьных знаний, а отбор талантливой молодежи.

Хочется пожелать олимпиадному движению позитивных изменений. Пусть оно развивается в лучших традициях олимпиадного движения с внедрением инноваций, творчества.

Литература: » Химия в школе»-№7-2003

«Химия в школе» №7-2008

Чуранов С.С.Химические олимпиады в школе: Пособие для учителей-М.Просвещение,1982