Стаьи

Шамша Е.Е., учитель музыки,

МБОУ СОШ № 49, г. Краснодар

Как любить ребёнка?

Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель.

Л.Н. Толстой

Вопрос – как любить детей – вечен. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы, если многократно не будем возвращаться к тому, как нужно любить детей. Образовательное пространство школы должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям и ученикам. Это непреложная истина. Дети всегда будут разными, и каждый из них потребует от нас только свою, ему предназначенную любовь.

Нужно ещё понять – как, именно – как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос – как. Если бы каждый из нас возвращался к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Я родилась в семье педагогов. Мой дедушка был директором школы, бабушка учителем математики, тётя – учителем русского языка и литературы и, общаясь с ними, я наполнялась Педагогической любовью. И она – Педагогическая любовь, это прекрасное пламя, движет мною. Именно она заставляет спешить к детям, радоваться их достижениям и скучать по ним, общаться с учителями, совершенствовать в себе всё – и свой характер, и знания, и педагогическое мастерство. Именно поэтому я решила стать учителем музыки. Потому что на уроках музыкального искусства можно не только передавать знания, а самое главное совершенствовать души моих учеников, приобщая их к прекрасному.

Но как бы сильно я не любила своих учеников, я не смогу заменить им материнскую и отцовскую любовь, а для гармоничного развития ребёнка необходимо, чтобы он рос в окружении любящих его людей, прежде всего – это родители.

Хочу рассказать вам притчу.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

— Я знаю, зачем я иду в этот мир, но я не знаю, что я должен делать?

Бог ответил:

— Я подарю тебе ангелов, которых ты выбрал себе ещё раньше. Они всегда будут рядом с тобой, даже когда ты не будешь ощущать их присутствие физически. Они всё тебе объяснят. Каждый будет говорить то, что тебе нужно знать, и, соединив мнения обоих ангелов, ты узнаешь, ты поймёшь, что нужно делать.

— Но как я пойму их, ведь я не знаю их языка?

— Ангелы будут учить тебя своему языку. Они будут охранять тебя от всех бед, помогут тебе приспособиться к своему миру, пробуждая твоё истинное я. При этом помни, что именно ты их выбрал, и прими их, какими бы они ни были! Люби их!

— Как и когда я должен вернуться к Тебе?



— Твои два ангела скажут тебе всё. И если кого-то не будет рядом, будь спокоен – ты просто так выбрал, чтобы кто-то из них был на расстоянии, а может даже в другом измерении…

— А как зовут моих ангелов?

— Неважно как их зовут, у них много имён. Ты будешь их называть «Мама» и «Папа».

***

Познакомившись с книгой Я. Корчака «Как любить ребёнка», открыла для себя несколько правил родительской любви.

• Любви не бывает много. Не нужно бояться любить слишком сильно. Нужно бояться любить слишком мало.

• Основными инструментами любви являются тактильный и зрительный контакты, через которые формируется эмоциональная привязанность, уверенность, открытое и дружеское отношение к миру.



• Не думайте, что достаточно любить «в уме» или, что родительская любовь – это нечто само собой разумеющееся. Нужно ещё уметь сообщать о своей любви ребёнку.

• Основной психологической производной родительской любви является самооценка ребёнка. Он настолько адекватно оценивает себя, насколько часто и точно мы эмоционально реагируем на него и его поведение.

• Мамы отвечают за самооценку детей, папы – за уровень притязаний, то, к чему они стремятся.

• Важно не только любить ребёнка, но и учить его любить и заботиться о других.

***

Правило «любящего взгляда». Ещё один способ показать свою любовь – это взгляд, тёплый, любящий, обожающий, восторженный, счастливый. Такой взгляд лучше слов говорит о том, как я отношусь к своим ученикам.

Мы должны учиться смотреть прямо и открыто в глаза своим ученикам. И тогда они спокойно и уверенно будут смотреть в глаза другим людям. Есть одна интересная история: в семье вновь прибывшего ученика мама страдает алкоголизмом, с отцом ребёнка она в разводе, но есть отчим, пытающийся заменить ребёнку отца. У нас установились тёплые доверительные отношения с учеником. При возникновении затруднительных ситуаций в семье и школе он старается получить мой совет, заручиться моей поддержкой. Если я нахожусь в поле зрения, а он совершил какой-то поступок, он сразу пытается встретиться со мной взглядом, как бы спрашивая: « Я всё правильно сделал?». В ответ я одобрительно киваю головой, тем самым даю понять, что я рядом и готова в случае чего прийти на помощь. Чем чаще и более открыто дети смотрят в глаза взрослым, тем чаще им предлагают поддержку и помощь.

***

Голос, интонации (добрые, злые или раздражительные), тоже сообщают детям о том, насколько тепло и искренне мы к ним относимся. Анализ российской традиции воспитания приводит меня к выводу о том, что у нас взгляд активно используется учителями как средство наказания.

***



Ещё раз подчеркну, что любить ребёнка – это не значит удовлетворять все его желания и ни в чём не ограничивать. Напротив, как ни странно, для эмоционального благополучия ученика, чувства надёжности и безопасности важны чёткие границы и правила. Установите ясные правила для учащихся и регулярно требуйте их соблюдения. Важно, чтобы правила были согласованы между собой и не менялись изо дня в день. Если Ваш ученик совершил серьёзный проступок, постарайтесь не проявлять слишком бурных эмоций, не уделяйте ему слишком много внимания в этот момент, а коротко объясните, в чём он не прав.

***

Чтобы любить своих учеников, вовсе не нужно быть идеальным учителем, ведь таких всё равно не бывает. Достаточно быть понимающим и любящим учителем со своими чувствами, потребностями и интересами.