Среда здоровьесбережения на уроках информатики и ИКТ

ДОКЛАД

СРЕДА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Выполнила: учитель информатики и ИКТ

МОКУ «Ларбинская СОШ»,

II квалификационной категории

Потёмкина Ирина Анатольевна

2013 г.

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.Ж. Руссо

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

А.А. Леонов

Национальный педагогический Проект «Наша новая школа», разработанный Министерством образования и науки, поставил перед всеми российскими школами не только задачу повышения качества образования, но и задачу охраны и укрепления здоровья детей, т.е. задачу, направленную на обучение культуре здоровья.

Роль учителя в формировании культуры здоровья является определяющей. Она заключается, прежде всего, в формировании стойкой мотивации на здоровье, основам здорового образа жизни, культуры общения и межличностных отношений и т.д.

Что подразумевается под понятием «здоровье»? Это триединство физического, душевного (психического) и социального аспектов. Цель современной школы (читай: цель, стоящая перед каждым учителем) – не только дать знания в различных областях, но и добиться того, чтобы дети, покидая стены школы, выходили физически здоровыми, развитыми, окрепшими, социально значимыми, психически и морально устойчивыми гражданами нашей страны.

Трудно оспаривать тот факт, что будущее страны, её благополучие зависит от здоровья подрастающего поколения. Однако, система мониторингов, проводимых в различных регионах страны, выявила реально существующие тенденции к ухудшению здоровья, физического состояния детей в процессе обучения. Известно, что общая заболеваемость детей до 14 лет в период с 1998 по 2007 год выросла более чем на 9 %, у 21% школьников выявлены хронические заболевания. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся.

Этому есть причины: это и деятельность систем здравоохранения и образования, и всевозрастающие проблемы экологии, и наследственные факторы, и семейная и социально-культурная среда, и, наконец-то, отношение каждого к собственному здоровью. У школьников начального и среднего звена в 70% случаев присутствуют страхи, связанные со школой и обучением, а в более чем 50% — с неуверенностью в отношениях с учителем.

Может ли, система образования, каждый современный педагог равнодушно относиться к такому положению дел? Нет! Поэтому в последние годы началось формирование принципиально новой системы непрерывного образования, в основу которой положены здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Основная заповедь здоровьесберегающей педагогики – НЕ НАВРЕДИ!

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве одной из задач достижения главной цели. Для большинства учителей здоровьесберегающие технологии — это знакомые психолого-педагогические приёмы и методы работы и технологии, используемые в учебно-образовательном процессе. При этом педагоги должны уделять особое внимание условиям, при котором проходит образовательный процесс:

Снизить (исключить) возможность стрессовых ситуаций.

Привести в соответствие с возрастными и функциональными возможностями учащихся методики и технологии обучения и использовать их как во время урочной так и во внеурочной деятельности.

Соблюдать элементарные санитарно-гигиенические и физиологические требования к организации учебного процесса.

Обеспечить системную работу по формированию ценности здоровья и культуры здоровья школьного коллектива. Работа по здоровьесбережению должна вестись непрерывно, соблюдая преемственность.

Повысить грамотность учителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся и своего здоровья.

Повысить грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Что же конкретно я, как учитель и классный руководитель, делаю в этом направлении? Поскольку кабинет информатики можно назвать зоной особого внимания из-за сосредоточения в нём большого количества различной техники, то в начале учебного года прежде всего провожу с учащимися вводный инструктаж по технике безопасности, знакомлю с правилами поведения в кабинете. Текущий инструктаж проводится в начале II полугодия. Ежедневно на протяжении всего учебного времени:

отслеживаю обстановку и санитарно-гигиенические условия в кабинете (температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие звуковых раздражителей). Это благотворно влияет на самочувствие как учителя так и учащихся. Отсутствует сонливость, «разбитость», не утомляются глаза. Дети на уроке активны, повышается продуктивность.

Планирую количество видов учебной деятельности на уроках и внеурочных занятиях, а также отслеживаю их продолжительность и частоту чередования. Использую такие виды деятельности как опрос и работа у доски, слушание, письмо, чтение, ответы на вопросы, заполнение таблиц, списывание и др.

Стараюсь разнообразить методы (для лучшего восприятия материала использую методы, направленные на развитие зрительной памяти: выделение цветом, обводка, подчёркивание; методы, направленные на самооценку и взаимооценку, провожу беседы, ролевые игры, например, при изучении темы «Исполнители алгоритмов», дискуссии и т.д.) и способы (словесный, наглядный, практическая, самостоятельная, индивидуальная работа учащихся) преподавания.





Контролирую правильность посадки учащихся, а также чередование поз. К сожалению, большинство детей младшего и среднего возраста не умеют организовывать своё рабочее место. Приходится в начале, а затем на протяжении всего урока помогать им в организации так, чтобы было удобно работать. Стараюсь, чтобы дети на протяжении урока меняли своё положение, а при необходимости предлагаю встать и немного постоять.

Регламентирую работу учащихся за компьютерами, согласно СанПиНу.

Использую средства ТСО (проектор) для подкрепления графическим материалом своего рассказа, при проверке домашнего задания, при необходимости учащимся продемонстрировать свою работу и т.д.

Кроме того, контролирую физическое состояние детей и в зависимости от возрастной группы провожу 1 – 2 раза физкультминутки и/или динамические паузы. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении систем счислений для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время динамической паузы выполнить следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; затем учитель называет любую систему счисления и начинает перечислять различные числа. Если число принадлежит указанной системе счисления, то ученики делают наклоны (повороты) вправо (влево), если нет – влево (вправо).

В старших классах, чаще всего после объяснения нового материала, отвожу 1-2 минуты для релаксации. В это время включаю специально подобранные звуки природы (журчание воды, шум прибоя, голоса леса) и прошу учеников закрыть глаза, расслабиться и постараться ни о чём не думать.

Для снятия мышечной утомляемость, усталости глаз рекомендую детям выполнить зарядку, с которой мы знакомимся на самом первом уроке и которая представлена на информационном стенде кабинета. Кроме того использую стереограммы, которые, как известно, рекомендованы тем, кто много работает за компьютерами.

Не забываю и о психологическом климате на уроке. При возникновении напряжения, переутомления, враждебности или, наоборот, при апатии, пассивности всегда может выручить шутка, юмор, забавная история. Хорошо помогает разрядить обстановку разгадывание ребусов. Иногда стоит отвлечься от урока и переключить внимание детей на тему, которая их заинтересует. Несколько потерянных минут – ничто по сравнению со здоровьем.

Самый страшный враг здоровья – это потеря интереса к обучению. Как только у ребёнка пропадает интерес к познанию окружающего мира, пропадает желание учиться, сразу же возникает безразличие, усталость, уныние и в дальнейшем устойчивое отвращение к учёбе. Задача учителя – помочь ученику сохранить искру любознательности, пытливости; сделать всё, чтобы каждый урок был для него желанным, ожидаемым, приносит удовлетворение.

В начальной школе при изучении графического редактора Paint, чтобы познакомить детей со встроенными инструментами, использую стихотворные формы, в которые необходимо вставить слово, обозначающее тот или иной инструмент:

Шарики воздушные

Будут нам послушными,

Если выберем ___________ (ОВАЛ),

Чтоб он с нами рисовал!

Сегодня маленькие школьники

Возьмутся за ______ (ПРЯМОУГОЛЬНИКИ)

Посмотри-ка, посмотри,

Их здесь сразу целых три!

При этом ребятам нужно не назвать пропущенное слово, а выбрать геометрическую фигуру из раздаточного материала, обозначающую его. А после этого на компьютере нарисовать рисунок по предложенному образцу, используя эти инструменты.

Ни первый год при изучении темы «Моделирование и формализация» в 9 классе дети выполняют практическую работу «Моделирование биоритмов человека», вызывающий у них интерес. По построенным графикам физического, интеллектуального и эмоционального состояния можно определить периоды подъёма и спада, а также биологические совместимости с другом или подругой, родственниками. А при изучении этой же темы в 11 классе практическую работу «Оптимизационное моделирование», которая имеет экономическую направленность, выполняем в виде деловой игры.

«Информационные технологии» — очень благодатная тема для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье. При изучении темы «Формулы в электронных таблицах» полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах». Например:

Калорийность 100 г чипсов «Лэйс2» — 525 кКал, а 100 г газированной воды «Спрайт» — 42 кКал. Взрослому человеку для нормального самочувствия необходимо потребить 2500 кКал в сутки. Выясните: 1) сколько нужно съесть пакетов чипсов по 90 г каждый, чтобы полностью покрыть дневную потребность в кКал? (Ответ: 5,3 пакета); 2) сколько нужно выпить бутылок газированной воды по 500 г каждая, чтобы полностью покрыть дневную потребность в кКал? (Ответ: 12 бут.)

У младенцев насчитывают более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? (Ответ:94)

Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км/ч. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2 с? (Ответ: почти 240 км)

Срок жизни клетки кожи — приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна на другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года. (Ответ: 888 штук).

Осваивая на уроках офисные программы MS PowerPoint, MS Publisher учащиеся создают презентации, буклеты, брошюры на темы: «Вредная привычка – алкоголь», «Скажем НЕТ наркотикам!», «Здоровый образ жизни: из чего он складывается», «Физиология и гигиена юношеского возраста». Памятки по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни используются при проведении общешкольных мероприятий указанной направленности, а также при проведении родительских собраний.

Заканчивая урок всегда оставляю время, чтобы подвести итог, выяснить, что ребята узнали нового, поблагодарить и сказать, что рада буду видеть их вновь.

ЛИТЕРАТУРА

Сихвола С. Здоровые дети — здоровая нация / С. Сихвола // Информационный бюллетень Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ, 2004. — № 4.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005.

Журнал «Информатика в школе», № 8, 2010 г.

http://my-edu.ru/cat/sport-i-zdorove/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-5-9-klassov