Сравнительная таблица стандартов 2004 года и ФГОС

Сравнительная таблица стандартов

Стандарт 2004

ФГОС

Цели

Структура стандарта

Планируемые результаты освоения

Планируемые личностные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые предметные результаты

Оценка достижения планируемых результатов

Цели образования:

развитие личности школьника, его творческих способностей,

интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств,

эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и

окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта

осуществления разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья

детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

В образовательном стандарте первого поколения приведены:

1) ОУУН и способы деятельности, которыми должен

овладеть ученик,

2) система требований к содержанию обучения по учебному

предмету, включающая:

цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных

образовательных программ по данному учебному предмету;

 требования к уровню подготовки выпускников по данному

учебному предмету.

Стандарт ориентирован на достижение результатов образования

через реализацию:

 требований к формированию ОУУН и способов деятельности;

 требований к уровню подготовки выпускников по каждому

учебному предмету.

Отражены в развивающих и воспитательных целях образования:

 развитие личности школьника, его творческих способностей,

интереса к учению, формирование желания и умения

учиться;

 воспитание нравственных и эстетических чувств,

эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе

и окружающему миру;

охрана и укрепление физического и психического здоровья

детей;

 сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является

формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления

разнообразных видов деятельности.

Познавательная деятельность (наблюдение объектов

окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со

знаковыми, графическими моделями, умение решать

творческие задачи…)

Речевая деятельность и работа с информацией (работа с

учебными, художественными, научно-популярными

текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение

информации)

Организация деятельности (выполнение инструкций следование образцу и простейшим алгоритмам, определение

способов контроля и оценки деятельности, учебное

сотрудничество)

Образовательные стандарты первого поколения по учебному

предмету включают:

 Цели изучения учебного предмета;

 Требования к уровню подготовки выпускников по данному

учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта

осуществления разнообразных видов деятельности (что в

результате изучения данного учебного предмета учащиеся

должны знать, уметь, использовать в практической

деятельности и повседневной жизни).

Нет в стандарте

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование

(выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени

основного общего образования.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения

универсальных учебных действий, познания и освоения мира

составляет цель и основной результат образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных

характеристик выпускника.

«Портрет выпускника начальной школы»:

 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 владеющий основами умения учиться, способный к

организации собственной деятельности;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои

поступки перед семьей и обществом;

 доброжелательный, умеющий слушать и слышать

собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое

мнение;

 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

ФГОС включает в себя требования:

 к результатам освоения основной образовательной

программы начального общего образования;

 к структуре основной образовательной программы

начального общего образования, в том числе требования к

соотношению частей основной образовательной программы и

их объему, а также к соотношению обязательной части

основной образовательной программы и части, формируемой

участниками образовательного процесса;

 к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования, в том числе

кадровым, финансовым, материально-техническим и иным

условиям.

К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены:

личностные результаты — готовность и способность

обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации

к учению и познанию, ценностно-смысловые установки

выпускников начальной школы и др.;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися

универсальные учебные действия (познавательные,

регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе

изучения учебных предметов опыт специфической для каждой

предметной области деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и применению.

ФГОС ориентирует на достижение личностных результатов

освоения ООП НОО, которые должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности; формирование ценностей

многонационального российского общества; становление

гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению,

истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в информационной деятельности, на

основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и

чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

1) ФГОС ориентирует на метапредметные результаты

освоения ООП НОО отражают:

2) овладение способностью принимать и сохранять цели и

задачи учебной деятельности, поиска средств ее

осуществления;

3) освоение способов решения проблем творческого и

поискового характера;

4) формирование умения планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно

действовать даже в ситуациях неуспеха;

6) освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

7) использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и

процессов, схем решения учебных и практических задач;

8) активное использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных технологий (далее -

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) использование различных способов поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном

пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными

задачами и технологиями учебного предмета; в том числе

умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать

(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

анализировать изображения, звуки, готовить свое

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением; соблюдать нормы информационной

избирательности, этики и этикета;

10) овладение навыками смыслового чтения текстов различных

стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и

письменной формах;

11) овладение логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации по родовидовым

признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным



Страницы: 1 | 2 | Весь текст