Справка Анализ урока по ФГОС

Анализ

учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода.

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость.

В основе ФГОС лежит  системно-деятельностный  подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

 Деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача — создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Типология уроков А.К. Дусавицкого

(в рамках системно-деятельностного подхода).

Тип  урока  определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

 Урок  постановки учебной задачи.

 Урок  решения учебной задачи.

 Урок  моделирования и преобразования модели.

 Урок  решения частных задач с применением открытого способа.

 Урок  контроля и оценки.

Для построения  урока  в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи  урока .

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на  уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На  уроке  осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Типология  уроков  в дидактической системе  деятельностного  метода

 Уроки   деятельностной  направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

 уроки  «открытия» нового знания;

 уроки  рефлексии;

 уроки  общеметодологической направленности;

 уроки  развивающего контроля.

Руководители школ должны тщательно готовиться к посещению уроков. С этой целью прежде всего изучается классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период, а также тема, которая изучалась на предыдущем уроке, обращается внимание на регулярность и своевременность оценки знаний.

Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым учителем. Обсуждение должно быть принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания следует аргументировать фактами и положениями из теории педагогики и психологии.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии  деятельностного  метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и  деятельностных  способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного  системного  представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на  уроках  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В школе могут быть практиковаться следующие способы посещения уроков:

• выборочное посещение уроков;• тематическое посещение уроков;• параллельное посещение уроков;• комплексное изучение отдельных классов;• целевое посещение урока с приглашением специалиста.

Общие рекомендации для проведения анализа урока

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните — что годится для одного, то нецелесообразно для другого.2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

Справка по итогам анализа урока

Аналитическая справка эксперта ___________________________________________                                                                                           Ф.И.О.об уроке, проведенном учителем ___________________________________________                                                                                      Ф.И.О.

Класс____________УМК____________________________Тема урока______________________________________________________________

Компонентыурока

 Содержание анализа

 Оценка

(1-5б.)

Наличие структурных элементов урока в зависимости от типа урока

(отметить)

Какие УУД

формировались на определённом

этапе урока

(познавательные,

регулятивные,

коммуникативные,

личностные)

Работа над предполагаемыми результатами

(предметными,

метапредметными,

личностными)

 1

 Санитарно-гигиеническая обстановка в классе

чистота;освещенность;порядок;в классе проветрено

 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 2

 Готовность к уроку

оборудование, приборы;материалы, сырьё;доска;учащиеся (дневники, ручки, тетради)

 

Актуализация и пробное учебное действие.

 4

 Содержание урока

соответствует программе;увязано с современной жизнью;осуществляются межпредметные связи;способствует развитию интеллектуальных способностей;способствует развитию нравственных и эстетических чувств;включает использование учителем дидактического материала и и оборудования кабинета

 

Выявление места и причины затруднения.

 5

 Тип урока, форма проведения урока

урок-беседа;урок-рассказ;урок объяснения;урок-лекция;другой

 

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 6

 Методы работы с учащимися

соответствуют содержанию материала; целям и возрастным особенностям учащихся;способствуют развитию наблюдательности и логичности мышления;учат самостоятельно работать с книгой или дополнительной литературой;позволяют использовать в работе ТСО и дидактический материал;учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных особенностей

 

Реализация построенного проекта.

7

Реализация технологии деятельностного  метода системой дидактических принципов:

Принцип деятельности 

Принцип непрерывности 

Принцип целостности 

Принцип минимакса 

Принцип психологической комфортности 

Принцип вариативности 

Принцип творчества 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 8

 Деятельность учащихся

сколько учащихся активно участвуют в работе на уроке;как осуществляется мотивация в течение всего уроке;отношение учащихся учителю

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 9

 Психологическая подготовка учителя

умение владеть классом;стиль и тон общения;педагогический такт;наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;внешний вид, культура речи, поза, мимика, жестикуляция.

 

Включение в систему знаний и повторение.

10

Оценка содержания урока:

занимательно

интересно

познавательно

полезно

продуктивно

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

11

Оценка деятельности на уроке:

задумался

удивился

загорелся

убедился

принял решение

Другие этапы урока:

12

Оценка внутреннего состояния ученика на  уроке :

взволнованное

удовлетворенное

позитивное

отличное

13

Соответствие урока требованиям к системно-деятельностному подходу

14

Компетентность учителя в области ИКТ

 

 

 

 

 

 

Рекомендации учителю:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Список использованной литературы:

Проектирование  уроков   деятельностной  направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

© 2011 Сайт Валеевой Натальи Александровны.

Издательство «Академкнига/Учебник» [email protected]