Способы питания детской души

Шубина Ирина Михайловна – учитель изобразительного искусства.

МОАУ СОШ № 22 г. Благовещенска Амурской области.

Мастер- класс

«Способы питания детской души»

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

Вашему вниманию притча.

— Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю

только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве

я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

— Имей терпение, — ответил учитель, ещё не пришло время.

Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину.

По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его.

С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной

и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним

утром и возвращался поздним вечером совсем без сил.

И однажды он не вернулся.

Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил

себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине.

Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой.

Так прошёл год.

Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя,

сидящего у ручья под деревом.

— Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть

тебя!

Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником,

обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить

в долине.

Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать,

когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение.

И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец..

— Именно в этот год,

ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера,

которые тебе помогут постигать знания.

Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри!

Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый.

Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с

корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только

что появившиеся листочки.

Таким был и ты.

Ответственность ты имел, но только по необходимости,

Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина.

Ибо корни дерева – твоя ответственность,

ствол дерева – твоё терпение,

ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

(Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера,

которые тебе помогут постигать знания. Что значить взращивать качества своего характера — это значить воспитывать).

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Верно подмечено, что «Память о прошлом – залог будущего»- гласит народная мудрость, а праздник душа народа, а вы с эти согласны?

2. Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»



Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Говорят, что праздник душа народа, а вы с эти согласны. Закончите предложение

Праздник – это…

Праздник — это счастье….

Праздник — это жизнь….

Праздник — это путешествие

Праздник — это история

А какой сегодня праздник.

(Вербная суббота) 27 апреля 2013 года

ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЛАЗАРЕВА СУББОТА И ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

ПРИТЧА.

…Как распяли Христа на Кресте, земля затряслась, стемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла. А кипарис весь тёмный-растёмный стал. Ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет стоит…А верба и не вынесла скорби-к земле склонилась и увяла..

Три дня ,три ночи прошли — воскрес Господь –

И шёл Он тем путем, смотрит — кипарис от горя потемнел, ива плачет стоит. Одна осина прежняя осталась. Завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит, и зовут её в народе осиной горькою…Увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он её, и зацвела верба краше прежнего.



-Ну — говорит Господь,- за твою любовь великую и скорбь будь же ты вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех, ещё листвой не одеваючись!

Так и стало. И почёт ей, вербе, поныне на свете больше других дерев!..

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд , которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто применяемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

Самосовершенствование человека представляет собой работу человека над самим собой, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями. Так же самосовершенствование позволяет личности раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

А как давно подмечено «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты? Берем бумагу, ножницы, и…

Вашему вниманию я предлагаю выполнить открытку «С Вербным воскресеньем!»

используя современную технику квилинга, коллажа, бумагопластики. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Каждый человека развивается духовно по разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди , у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя. Практическая работа.



Верба распустилась, в храме ждут чудес.

Благодать спустилась с голубых небес.

В сердце растворится звон колоколов,

Солнце заискрится в злате куполов.

С Вербным воскресеньем поздравляю я,

С Божьим озареньем – смыслом бытия.

Вам любви желаю, веры, долгих лет,

Пусть подарит верба чистый добрый свет!