Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ АДАПТИРОВАННОЙ К УСЛОВИЯМ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В основе проведения уроков в коррекционной школе для учащихся с отклонениями в развитии лежат три задачи.

В зависимости от того, какие конкретные образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи ставит учитель, различают традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы, в основе которых лежат:

-принцип эффективности выбора той или иной формы -принцип целесообразности их использования.

Какой же урок можно считать эффективным?

Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:

-понят ли учащимися теоретический материал, -научились ли применять полученные знания на практике, -сформировались ли навыки по теме урока, -проведена ли учителем коррекционная работа, -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Таким образом, эффективность урока — это его результативность.

Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме.

Тем не менее, выбирая данный вид урока, необходимо помнить:

Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.

Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.

Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.

Виды нетрадиционных уроков:

урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд,

урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие,

урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.

Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе

1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся.

3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.

Структуирование учебного материала – основной принцип коррекционного обучения.

4.Повторение, не повторяясь, — вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.

5.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.

6.Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость…) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов…).

7.Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому ребенку). Корректировка помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.

8.Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.

9.В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

10.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.

ВЫВОД

а) Каждая форма и прием педагогической техники, примененные на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.

б) При отборе той или иной формы, приема необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определенного класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приема.

в) Методика использования формы, приема должна быть четко продумана учителем, скрупулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.

В последнее десятилетие XX века и в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

Многие отечественные исследователи в области общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию.

Серьезные исследования, показывающее ряд преимуществ компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями в развитии, экспериментально доказали, что использование компьютерных технологий повышает мотивацию детей к учебной деятельности, позволяет моделировать сложные объекты познания в различных знаковых формах, способствует развитию продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), расширяет возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Обучающий и коррекционный эффект уроков с использованием компьютеров в специальных (коррекционных) учреждениях, достигается «за счет естественной индивидуализации основных параметров учебного процесса: доступности, скорости, объема и степени дозирования материала, меры и вида помощи и пр.».

Многочисленные исследования показали, что использование наглядных пособий в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Исследователями подчеркивалось значение наглядности в обучении умственно отсталых учащихся, а также отмечалась необходимость разумного сочетания словесных, наглядных и практических методов в образовательном процессе с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей. На наш взгляд, такое сочетание в современной школе может быть достигнуто посредством использования мультимедийных учебных презентаций.

Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера.

Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных киновидеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых предметах.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала.

Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные понятия и словарные слова. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Учащиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. На экране можно демонстрировать план рассказа, где последовательно (по ходу изложения) будет выделяться (цветом или шрифтом, или подчеркиванием) тот пункт плана, который должен раскрыть ученик

Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов; составление вопросов к отдельным материалам слайда; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия; выполнение зарисовок, заполнение таблиц и т.п.

Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей необходимо отвести активную роль. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, изложение, закрепление и повторение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности конкретной категории детей, учитывая их возрастные и типологические особенности, соблюдая принципы научности, доступности, наглядности и коррекционной направленности.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий. Их использование в современном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит:

- достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования»;

- подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.

- Талицы

- Схемы

- Карты

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:

заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);

предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);

осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)

дополняет учебник;