Способы активации познавательной деятельности учащихся на уроках

Государственное образовательное учреждение

Педагогическая академия последипломного образования

РЕФЕРАТ

по курсу «Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении»

Тема: Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

Выполнила:

Данилова О.В., учитель

МОУ «СОШ № 18» г.о. Электросталь

Проверила: доцент кафедры

«Технологии и предпринимательства»

Матвеева Т.М.

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ….6

Вербальные головоломки

Кроссворды

Чайнворды

Ребусы

Приложение ………………………………………………………………….…..16

Список литературы ………………………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Проведение практикумов, конкурсных программ, инсценировок, тренинговых занятий, ролевых игр в значительной степени повышает заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками и знаниями.

Учебно-практическая деятельность в учебном процессе, на любых уроках представляет элементы трудовой деятельности. Эта деятельность должна способствовать профессиональной ориентации учащихся. Основные ее функции осуществляются на уроках технологии и в практических трудовых делах.

Функции предметно-практической деятельности

художественная

игровая

общения

познавательная

общественная

Функция общения:

содействует обмену опытом и знаниями;

устанавливает коммуникативные связи с участниками учебного процесса;

содействует стимуляции любой деятельности

Игровая функция:

содействует развитию познавательных сил учащихся;

стимулирует творческие процессы их деятельности;

создает благоприятную атмосферу учебного процесса, оживляет его

Художественная функция:

содействует эстетическому восприятию и освоению действительности;

развивает художественный кругозор;

выявляет и развивает творческие способности учащихся, обогащает эмоциональную сферу школьников

Общественная функция:

создает социальную направленность любой деятельности;

способствует развитию активной жизненной позиции;

укрепляет успех

Познавательная функция:

вооружает знаниями, умениями, навыками;

содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся

развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;

выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;

приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысления, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для личности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение, отстранение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную внешнюю сторону предметов, то станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, захватывающи, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.

Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей стране – считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Нужно искать дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль работать. Занимательная наука делает труд интересным, а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения.

Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, — сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

- занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала, перед закреплением материала и т.д.;

- занимательные задания можно подбирать по каждой теме предмета;

- решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;

- важен последовательный переход от простых задач к сложным;

- учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;

- при неправильном поиске ответа учитель должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;

- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

Рассмотрим некоторые виды занимательных заданий.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ

Под головоломками подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей, — предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, чем у других людей, развито продуктивное и творческое мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, обычно при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок как раз и призваны сослужить здесь добрую службу.

Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, с которыми нам приходиться сталкиваться в повседневной жизни. Но в этом как раз и состоит одно из главных их достоинств – решение головоломок способствует развитию таких качеств, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет учащемуся решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

КРОССВОРДЫ

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету. Разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

Учителю, использующему кроссворды на своих уроках, целесообразно дать учащимся некоторые представления об истории этой популярной игры.

Что такое кроссворд и как его разгадывать знают все. Слово «кроссворд» произошло от английских слов («cross» — пересечение, «word» — слово) и в переводе означает «пересечение слов, крестословица». Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: вписываемые нами в клеточки слова всюду взаимно пересекаются.

Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:

чайнворд или лабиринт





Основное правило при его заполнении — последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.

Способ активации учебно познавательной деятельности ученика

кроссворд – загадка

Для их решения необходимо определить, какие два слова «спрятались» в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго.

Активация познавательной деятельности учащихся

кроссворд — «лесенка»

Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.

Активация познавательной деятельности учащихся

кроссворд – пирамида

Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете ключевое слово.

Способ активации учебно познавательной деятельности ученика

кроссворд — «спрятанное название» или головоломка

Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.

Активация познавательной деятельности учащихся

Активация познавательной деятельности учащихсякроссворд — «уголок»

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Рисование их – занятие увлекательное и полезное, расширяющее кругозор, тренирующее память, обостряющее сообразительность, вырабатывающее настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, приучающее к краткости и четкости формулировок.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. Затем кроссворды составленные учащимися одной группы, передаются для решению другой. Желательно сначала проверить составленные детьми кроссворды, так как они могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным. Если кроссворд не получился, указывают на ошибки и стараются их исправить. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используют для дальнейшей работы с учащимися других классов.

ЧАЙНВОРДЫ

Чайнворд (англ. «chain» — цепь, «word» — слово) – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и т.п.), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего.

Количество используемых в чайнворде терминов и их содержание зависят от решаемых учебно-воспитательных задач, а также от вида проводимого мероприятия и времени, которым располагает учитель. Как свидетельствует опыт, чаще всего используются чайнворды, включающие до 10 слов. Увеличение их количества соответственно потребует дополнительных затрат времени на составление и разгадывание.

В соответствии с принципом научности в обучении слова для чайнвордов и определения к ним должны обязательно соответствовать стандартам, техническим справочникам и словарям. Но, чтобы повысить интерес к выполняемым заданиям, вместо «сухих» определений терминов для их расшифровки могут использоваться загадки, ребусы, отдельные рисунки, слова-анаграммы, синонимы и т.п. Они могут быть как общего характера, так и специальные. В последние включаются термины, отражающие специфику той или иной темы программы или раздела.

Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используются только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе. Исключением могут быть слова, не имеющие единственного числа.

Легче всего складывать в цепь слова, оканчивающиеся согласными буквами (к, л, н, р, с…), сложнее «связать» слова с гласными на конце (а, е, и, о…) и совсем невозможно продолжить чайнворд после некоторых слов с окончаниями «й», «ь». Ими в случае необходимости можно закончить головоломку.

Чтобы преобразовать сложенную цепь слов в головоломку, нужно вместо букв нарисовать ряд пустых клеток и отметить порядковыми номерами те из них, в которые должны попасть начальные буквы всех загаданных слов. Учащемуся, разгадывающему чайнворд, необходимо знать, что начало и конец каждого слова должны находиться в пронумерованных клетках. Тогда ему будет легче установить, из скольких букв сложены слова цепи.

Если загадывается достаточно много слов, то их бывает сложно разместить в ровный клеточный ряд, так как на листе бумаги может просто не хватить места. Чтобы этого избежать, ряд – цепь лучше свернуть спиралью, сложить гармошкой, придать форму прямоугольника, квадрата или иной фигуры.

Так же, как в кроссворде, к рисунку чайнворда всегда дополнительно составляется пояснительный текст, раскрывающий смысл каждого слова-термина. Объяснять слова надо, не подсказывая прямых ответов, а называя отдельные приметы или краткие определения терминов. Это позволяет путем организации умственных поисков постепенно подводить учащихся к правильной мысли о том, какое же слово задумано.

Сетку чайнворда для придания ему оригинальности и своеобразия можно расположить на фоне какой-нибудь фигуры или рисунка, связанной с изучаемым предметом. Лучше всего, когда название предмета на рисунке, служащем фоном для чайнворда, начинается с той же буквы, что и первый загадываемый термин. Тогда при разгадывании слов в случае затруднения можно обратить внимание учащихся на эту особенность чайнворда.

Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к изучаемому учебному предмету.

Решение их активизирует проверку и закрепление знаний учащихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Оно содействует развитию у них мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной и внешкольной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). Отдельным, наиболее любопытным и увлеченным учащимся их можно также предложить для самостоятельной работы дома, как домашнее задание.

РЕБУСЫ

Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.

Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации ребусов относятся к середине ХIX века.

Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

Чтобы использовать ребусы в учебной работе, учитель должен быть знаком с основными правилами их составления и разгадывания.

Названия всех предметов, изображенных в ребусах, читаются только в именительном падеже.

Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево.

Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения (в начале или в конце) от слова нужно отнять одну или несколько букв.

Иногда из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».

Цифры, поставленные возле изображения, указывают на порядок, в котором нужно переставить буквы.

Изображения нот подменяют соответствующими словами.

Предметы могут быть изображены один над другим, или буквы разделяются горизонтальной линией (т.е. изображение их имеет вид дроби). В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под».

На поверхности одной буквы могут быть размещены другие. В этом случае следует добавить слог «по».

В ребусе может быть изображен фрагмент географической карты.

Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.

Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них не следует обращать внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками: конкурсы, КВН, викторины, ребусы. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Статьи из Интернета http//www.1september.ru

- Балуева О.В. Скулов П.В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики;

- Захарова Н.Г. Внеклассное мероприятие по технологии в 5 классе;

- Терещенко С. О. Использование кроссвордов как тип проектной деятельности на уроках в начальных класса;

- Якупова Х.З. Использование нетрадиционных методов обучения на уроках химии.

Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.