Список экзаменационных вопросов

Список экзаменационных вопросов

по русскому языку

для 5 класса

Блок 1. Культура речи. Синтаксис.

Фонетика. Лексика. Морфемика. Морфология.

Вопрос

Содержание ответа

(все необходимые для ответа сведения содержатся в учебнике по русскому языку и в грамматической тетради)

1

Текст. Основные признаки текста?

Основные признаки текста: заголовок, микротема, тема, основная мысль, связь предложений в тексте.

2

Типы речи и стили речи. Признаки каждого из типов и стилей речи.

Художественный, научный, разговорный стили речи. Описание, рассуждение, повествование.

3

Словосочетание как единица синтаксиса.

Структура словосочетания. Главное и зависимое слово. Пары слов, не являющиеся словосочетаниями. Разбор словосочетания.

4

Понятие о предложении как речевой единице. Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по строению, по наличию главных и второстепенных членов предложения. Осложненные предложения (однородные члены и обращения). Подробно о простом предложении с приведением своих примеров. Синтаксический разбор.

5

Понятие о предложении как речевой единице. Сложное предложение.

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по строению, по наличию главных и второстепенных членов предложения. Осложненные предложения. Подробно о сложном предложении с приведением своих примеров. Синтаксический разбор.

6

Виды предложений по наличию второстепенных членов. Грамматическая основа и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения. Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

7

Фонетика. Система звуков русского языка. Соотношение звука и буквы.

Классификация звуков русского языка. Гласные, согласные звуки. Ударные, безударные гласные. Парные, непарные, глухие и звонкие согласные, шипящие, сонорные согласные. Твердые и мягкие согласные.

8

Позиционные чередования гласных и согласных.

Озвончение, оглушение, смягчение согласных звуков в зависимости от их позиции в слове. Фонетический разбор.

9



Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Буквы Е,Ё, Ю, Я – один или два звука? Примеры.

10

Слово и его лексическое значение.

Слово. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Работа с толковым словарем. Прямое и переносное значение слова.

11

Омонимы, синонимы, антонимы.

Определения омонимов, синонимов, анонимов. Собственные примеры слов. Поиск пар синонимов-антонимов в тексте.

12

Состав слова.

Морфемика и морфема. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа (дать определения, уметь выделить в слове, привести свои примеры). Порядок морфемного разбора слова.

13

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное.

Классификация частей речи (самостоятельные и служебные – с примерами).

План рассказа о части речи*:

Самостоятельная или служебная.

На какие вопросы отвечает.

Общее грамматическое значение.



Постоянные морфологические признаки.

Непостоянные грамматические признаки.

Синтаксическая функция.

*все пункту плана требуют собственных примеров и пояснений.

14

Самостоятельные и служебные части речи. Имя прилагательное.

15



Самостоятельные и служебные части речи. Имя глагол.

Блок 2. Орфография и пунктуация.

Для подготовки к блоку «Орфография» необходимо повторить орфограммы 1-25 и пунктограммы 1-5 (см. форзац учебника). Ответ ученика на вопросы этого блока содержит:

а) название и опознавательные признаки орфограммы/пунктограммы;

б) условия выбора орфограммы/пунктограммы (правило и исключения из него);

в) собственный пример с графическим объяснением орфограммы или составление пунктуационной схемы.

Блок 3. Практика

Письменная работа с мини-текстом. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выполнить один из видов разбора.

Для успешного выполнения данного задания необходимо выучить порядок фонетического, морфемного, морфологического, лексического и синтаксического разборов по ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ*.

*На экзамен явиться с заполненной грамматической тетрадью. Этот пункт экзаменационной программы обязателен. Его введение обусловлено необходимостью мотивировать учащихся к аккуратному и старательному ведению тетради по теории.