Специфика планирования и методика преподавания в условиях зачётной системы

Специфика планирования и методика преподавания в условиях зачётной системы

Зачетная система вводится школе для учащихся 10-11 классов с целью формирования сознательного отношения к результатам своего труда, повышения качества знаний, подготовки к итоговой аттестации и государственному централизованному тестированию. Главная задача зачетов — развитие творческих возможностей учащихся путем индивидуальной работы непосредственно на зачёте.

Где взять время на проведение зачета? Программой этого не предусмотрено. Но здесь же кроется и парадокс: дело в том, что система зачетов позволяет значительно сэкономить время на прохождение всего программного материала. А именно: при отсутствии зачетов добрую половину учебного времени учитель должен (вынужден) затрачивать на опрос учащихся. Простой арифметический подсчет: если спрашивать на каждом уроке 3-4 ученика, потратив на каждого 5 мин, учителю понадобится для опроса всего класса приблизительно десять уроков. Получается, что за эти 10 уроков каждый ученик говорит в среднем всего 5 минут.

А проведение зачета требует 6 часов. Причем здесь каждый старшеклассник говорит не 5 минут, а намного больше. В целом получается выигрыш во времени при повышении качества знаний и умений учащихся.

При планировании программного материала целесообразно его представлять виде блоков — крупных единиц, объединяющих темы сходного содержания и обеспечивающих достижение соответствующих педагогических целей. Опыт работы показывает, что именно блоковая форма организации учебных занятий «создает возможность маневрирования учебным временем, расширяет возможности использования различных методов обучения, повышает информационную емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности учащихся».

Блоковая форма организации учебных занятий согласуется со структурой программы, в которой материал разделен на относительно самостоятельные темы. Если тема рассчитана на большое число часов, ее делят на блоки, объединяющие несколько логически связанных вопросов.

Блок складывается из системы взаимосвязанных по теме уроков: лекция, практикум, семинар, консультация, зачет. Такая форма организации учебных занятий помогает сделать процесс обучения интенсивным, приобщает старшеклассников к активной работе с учебной литературой (человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает), способствует уменьшению опеки и сверхконтроля за учеником со стороны учителя; независимости собственных суждений. Ученик многократно, на разных уровнях, работает над изучаемым материалом, усвоение знаний происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и развитием каждого.

При переходе на блочное преподавание необходимо соблюдать условия:

четкая организация всего учебного процесса;

постановка целей и задач обучения для всего блока темы (предварительное составление блока совмещает в себе поурочное планирование и оценку результатов);

сочетание словесных и наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов, схем); широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;

комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль, тестирование;

вера учителя в способности ученика.

Особенностью учебного процесса в старших классах является сочетание школьных и вузовских технологий, форм и методов обучения. Общепринятой формой организации обучения в старшей школе является комбинированный урок. Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения программного материала.

Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:

изучение нового материала;

закрепление;

контроль знаний.

При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока при изучении любого предмета выносится в отдельный урок:

урок подачи нового материала (лекция);

закрепление (урок-практикум, семинар, консультация);

контроль знаний (зачет).

В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно.

Замена урочной системы обучения на лекционно-семинарскую происходит для того, чтобы приблизить условия учебного труда старшеклассников к вузовским условиям обучения; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в профессиональную деятельность, но и к продолжению образования в учебных заведениях.

Блочно-модульная технология обучения помогает и учителю и ученику. Лекции проводятся как обычные уроки: с диалогом, с экспериментом, домашним заданием. Учащиеся могут получить оценку в ходе лекции за работу, но времени на тщательную проверку знаний не отводится. Материал компонуется таким образом, чтобы к семинару проводилось 2-3 лекции.

Семинар — это мини-экзамен, на котором проверяются теоретические знания учащихся. Вопросы к семинару обучающиеся знают уже в начале изучения блока. При подготовке к семинару учащиеся используют дополнительную литературу, ресурсы интернета, читают научно-популярные книги, создают интерактивные мультимедийные презентации. Проведение семинарских занятий учит выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, повышает культуру общения учащихся и развивает их речь.

На уроках — консультациях и коррекции знаний проводится целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, концентрируется их внимание на главных моментах изучаемой темы, вырабатывается умение учиться, анализируются ответы учеников. Такой анализ подводит каждого из них к пониманию пробелов или достижений, к необходимости работать над преодолением недостатков или трудностей.

Затем следуют уроки контроля знаний и умений. В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом и до завершения темы. При оценивании знаний учитываются позитивные достижения каждого школьника, а не недостатки в его подготовке. Наиболее эффективным способом организации контроля по данной технологии считается зачетная система. Отработанный порядок заданий, тестов, консультаций, зачетов позволяют достигать 100 % уровня обученности и достаточно высокого качества знаний на протяжении многих лет ра-боты.

Результаты блочно- модульная технология дает неплохие, хотя на начальных этапах ее внедрения требуется проделать достаточно большую работу, которая в итоге себя оправдает. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей дея-тельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Старшеклассники чувствуют, когда процесс работает на них, и благодарны за это.

Учительская профессия одна из немногих, которая не терпит однообразия и бездеятельности: «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами».