Специфика Чеховского конфликта

ГАОУ ДПО НИПКиПРО

Кафедра гуманитарного образования

Контрольное задание дистантного модуля

(21-25 сентября 2012г.)

В чём специфика чеховского конфликта? Как он связан с темой «футлярной» жизни?

Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МОУ Посевнинская СОШ

Черепановского района

Новосибирской области

Голикова Татьяна Устиновна

Научный куратор:

Кузнецов И.В.

Новосибирск

2012

А.П.Чехов – один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистических рассказов. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни – вот что привлекало его, прежде всего. Поэтому ситуации и конфликты его произведений взяты обычно тоже из жизни. «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней всё смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным…Нужны только формы, формы, формы»,- сказал однажды Чехов. Поэтому чеховский конфликт тоже приобретает новые формы. Прежде чем остановимся на специфике его конфликта, давайте рассмотрим, что же такое конфликт в широком понимании слова. Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, развития его сюжета. Конфликт и его разрешение зависит от концепции произведения. Конфликт художественный – противоположность, противоречие как принцип взаимоотношения между образами. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет главные стадии развития сюжета. Обычно конфликт выступает в виде коллизии, то есть прямого столкновения и противоборства между изображёнными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Таков, например, конфликт Евгения Онегина с окружающей средой — с великосветским и провинциальным дворянством; его конфликт с другими персонажами – Ленским, Татьяной; его внутренний конфликт, проявляющийся в недовольстве собой, стремлении уйти от себя. Совокупность этих конфликтов и определяет весь сюжет пушкинского романа. Однако конфликт может проявляться и с ослабленным сюжетом, например, в чеховских произведениях. Не случайно, с точки зрения критического реализма, все произведения А.П.Чехова, по определению некоторых критиков, в частности А.Скабичевского, считались бесконфликтными. Многие сетовали, что главная черта чеховских рассказов – это неопределённость, незавершённость, неясность того, что будет дальше и отсутствие анализа того, что произошло. Так ли это? Анализируя произведения Чехова, приходим к выводу, что конфликт, безусловно, есть, но он не между человеком и обстоятельствами, как это было принято до Чехова, а между личностью (индивидуальностью) и характером (набором ролей). Автора больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Он не концентрирует своё внимание на конфликте героя с обществом, представляя его частью среды. Чехов исследует внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Особенность конфликта его произведений – это приглушённый, двойственный конфликт. Как правило, он на уровне быта разрешён; в духовном аспекте – безвыходен. Не внешний, а внутренний конфликт — вот отличительная черта чеховского конфликта. Так в пьесе «Вишнёвый сад», причина разлада, источник конфликта заключается не в борьбе за вишнёвый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью. Как утверждает А.П.Скафтымова «Жизнь идёт и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии». Так человек разочаровывается без каких-либо внешних на то причин, замыкается в себе и тонет в мелкой повседневной жизни. Особенно ярко это демонстрируется в рассказах о «футлярной» жизни. Футляр — это некие роли, которые могут подменять в отдельных случаях саму личность. «Футляр» сковывает живую жизнь героев чеховских произведений. Так, по мнению С.Штильман: «Футлярная жизнь – врождённый порок, диагноз отчуждения». Известная трилогия Чехова: « Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — исследование основных институтов общественной жизни (власть, собственность, семья). В рассказе «Ионыч» — это деньги. В данных рассказах действие ведёт не внешний конфликт, всем понятный бытовой конфликт, а внутренний, эмоциональный, не всегда различимый. Чехова интересует духовный мир человека, погружённого в поток обыденной жизни. Рассмотрим эволюцию характера главного героя одного из рассказов — Дмитрия Ивановича Старцева (рассказ «Ионыч»). На первом этапе – молодой человек, только что назначенный земским врачом, с идеалами и желанием чего-то высокого, полный сил и энергии. Первое время он чувствует себя чужим среди обывателей. Литература и искусство доставляют ему наслаждение. Знакомясь с семьёй Туркиных, он окунается в жизнь «образованной и талантливой» семьи и первоначально пытается бороться с обывательщиной, он ещё полон надежд. На втором этапе – делает неудачно предложение Котику, получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Он понимает, что эта трясина обывательства его затягивает, но отгораживаясь от этого, ничего не предпринимает – прячется в «футляре». Дальше он переходит к частной практике, вечерами пересчитывает добытые практикой «бумажки» — деньги, полнеет и превращается в Ионыча. Так мы видим, как в результате утраты смысла жизни, цели разрушается личность. Таким образом, автор демонстрирует конфликт между живым чувством и устоявшейся системой ценностей. Главное на что обращает наше внимание автор – это внутренний конфликт, то есть взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека. А.П.Чехов расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня больших и глубоко значимых, я считаю, прежде всего, благодаря особенностям конфликта.