Создание здоровьесберегающей среды в коррекционной школе для слабовидящих детей

Маркова Л.С.,

заместитель директора по УР

ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 87»

Г. Набережные Челны

Создание здоровьесберегающей среды в коррекционной школе для слабовидящих детей

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. В настоящее время эта проблема приоритетна: практически немногих детей можно сегодня отнести к категории здоровых. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, перед педагогами, родителями стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Из приложения к письму Минобразования России от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 за подписью Заместителя Министра Е.Е. Чепурных:

«Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

организация рационального питания учащихся;

система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения».

Основной целью здоровьесберегающй работы в ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ №87 IV вида для детей с нарушением зрения» является коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

В школе обучаются дети с тяжёлой патологией зрения, инвалиды по зрению с сопутствующими заболеваниями. Для них созданы соответствующие условия, укрепляющие физическое здоровье, формирующие позитивное мышление, способствующее личностному росту, изменению отношения к себе и окружающим. Создана коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая среда, обеспечивающая сохранение физического и психического здоровья и оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка.

Медицинская, психологическая и педагогическая коррекция лежат в основе оздоровления слабовидящего ребёнка.

Коррекционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, чётко прослеживается в режиме работы школы (физическая зарядка, динамическая пауза, прогулка, 2 урока физкультуры, 2 урока ЛФК, 1урок ритмики в неделю).

В каждом классе имеются благоприятные условия для реализации воспитательных, обучающих и оздоровительных мероприятий, ведется контроль над соблюдением теплового, светового, питьевого режима, и режима проветривания.

Коррекционная работа в образовательном процессе: обучение учащихся по адаптированным на шестилетнее обучение в основной школе программам массовых общеобразовательных школ; зрительная гимнастика на каждом уроке; смена вида деятельности, позы учащегося; использование цветовых фонов; увеличенных шрифтов; учёт зрительной нагрузки, посадки.

Зрительной гимнастике на каждом уроке отводится от 3 до 5 минут. Она снимает зрительное напряжение, утомление, укрепляются мышцы глаз, что способствует сохранению остаточного зрения слабовидящего ребёнка.





Работа по коррекции зрения проводится в течение всего урока, так как технология построения урока основана на требованиях тифлопедагогики с использованием различных приёмов сохранения и развития зрения (цветовые фоны, разноуровневые шрифты, лупы, очки Лазер Вижн, подставки и т.д.).

В образовательный процесс включены коррекционные курсы: охрана зрения и развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики; предметно-практическая деятельность; развитие мимики и пантомимики (развитие речи); лечебная физическая культура; ритмика, они наряду с общеобразовательными предметами дополняют и расширяют возможности успешного овладения знаниями и умениями, изучения программного материала слабовидящим ребёнком.

Задача компенсации нарушений сенсорного и зрительного восприятия реализуется педагогами школы в единстве с развитием познавательных процессов на занятиях курса «Охраны зрения». Педагоги на таких занятиях формируют знания основ медитации и офтальмотренинга, знакомят учащихся с системами оздоровления Норбекова, Бейтса, Панкова, Аветисова. В своей работе они используют методы цветотерапии, музыкотерапии, графические диктанты, экскурсии. Благодаря этим занятиям слабовидящие дети приобретают навык зрительного обследования предметов, соотношения формы предметов с формой плоскостных изображений, пространственных и представлений, достраивания предметов до целостного образа.

Для детей группы «риска по зрению» проводится индивидуальное обучение рельефно-точечному шрифту по системе Брайля.

На занятиях по развитию осязания и мелкой моторики дети получают навыки осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, возможность наиболее точно представлять предметы. Для массажа пальчиков рук используется граненые карандаши, шарик — массажер Су–Джок, мелкие игрушки. Незаменимы упражнения на ритмическую организацию движений: хлопки, постукивание палочками, ритмичные щелчки, игры с пальчиками. Кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Курс «Предметно-практическая деятельность» даёт слабовидящим детям ясные представления о геометрических фигурах, пространственных телах, учит читать и выполнять чертежи, планировать последовательность выполнения действий, развивает логическое мышление, что способствует повышению качества успеваемости.

В процессе освоения программы «Развитие мимики и пантомимики» учащиеся усваивают навык снятия напряжения с мышц, либо повышения их тонуса, использования выразительных движений жестов, мимики, поз в общении, что значительно повышает эффективность взаимодействия слабовидящих детей с окружающими, снимает скованность, неуверенность в себе, эмоционально раскрепощает, повышает их самооценку. На занятиях используются методы куклотерапии, этюды, театральные игры, инсценировки.

Для разгрузки зрительного аппарата и для улучшения кровообращения глазного яблока на каждом уроке проводится офтальмотренинг, что также способствует сохранению и улучшению слабого и остаточного зрения. Обязательным в школе является проведение утренней зарядки и динамической паузы ежедневно, что повышает двигательную активность учащихся и способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Благодаря профилактике простудных и инфекционных заболеваний, применению принципа комплексного непрерывного медицинского наблюдения и лечения, реализации лечебно-профилактических мероприятий отмечается положительная динамика физического состояния детей. В результате проведённых лечебно — оздоровительных мероприятий идёт снижение заболеваемости в целом по школе, постепенно сокращается количество пропущенных дней по болезни.

Традиционными спортивными соревнованиями стали: соревнования по плаванию среди людей с ОВЗ на кубок Мэра; Спартианские игры; участие в лыжных гонках среди детей с ОВЗ; школьные турниры по настольному теннису, футболу, шахматам и шашкам. Ежегодно воспитанники школы принимают участие в городских спортивных мероприятиях «Кросс Наций» и «Лыжня России». Спортивно-оздоровительная работа организована таким образом, чтобы дети с разными физическими возможностями смогли принять участие в спортивных мероприятиях и почувствовать «вкус победы».

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия способствуют коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся, развитию сохранных анализаторов, формированию коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации слабовидящих воспитанников в обществе.