Создание условий для социальной адаптации детей Развитие положительной мотивации учебно

Выступление на педагогическом совете:

«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности в семье №5»

«Можно привести коня  к водопою, но заставить его напиться нельзя» — гласит народная мудрость. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это  будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Как внешнюю мотивацию перевести в мотивацию внутреннюю? Над этой проблемой  настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи.

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

Проблема низкого уровня учебной мотивации у детей нашей семьи очень актуальна. У детей слабо сформированы познавательная и социальная мотивации, вследствие: отставания в учебе, они испытывают сложности с освоением программы из-за задержки развития, у них отсутствует видение влияния получаемых знаний, умений и навыков на дальнейшие жизненные перспективы.

Без сформированной мотивации учения сложно добиться положительных результатов в обучении.

Для того чтобы выявить уровень учебной мотивации у детей нашей семьи, в начале учебного года мною было проведено анкетирование. В анкетах детям предлагались следующие вопросы:

Тебе нравится в школе?

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда вам отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

На вопросы анкеты отвечали все школьники нашей семьи (11 человек). По результатам анкетирования:

Высокий уровень учебной мотивации у 1 ребенка – Димы А.

Хорошая школьная мотивация у 2 детей – Васи Ш., Димы К.

Низкий уровень учебной мотивации у 2 детей – Дили А., Вани С.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация у 2 детей – Влада Р., Артема Р.

Положительное отношение к школе у 4 детей – Максима Б., Зуфара Л., Ани Ш., Вики А. Этих детей школа привлекает больше внеурочными сторонами.

Каждому из нас знакома такая ситуация: ребенку необходимо выполнить школьное задание, а он этого совершенно не хочет. Тогда мы взрослые прибегаем к уговорам и разъяснениям на тему «это нужно сделать!». Многие при этом переживают чувство педагогического бессилия, когда все наши «нужно» разбиваются о стену детской непосредственности («Вам нужно, вы и делайте!») и искреннего непонимания («Кому это нужно? Для чего?»).

Как с этой проблемой работаем мы?

Предъявляем единые требования.

Учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

Формируем адекватную самооценку.

Все мы знаем, что ребенок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает старания и усилий там, где мог бы добиться успеха. Ребенок с завышенной самооценкой переоценивает свои возможности и не очень старается. Особенно важно следить за тем, чтобы оценки, даваемые детям, были правильными.

Совершенствуем у детей навыки культуры учебного труда.





Многие дети отстают в учении из-за неумения выделять и осознавать учебную задачу. Чтобы научить детей этому объясняем им, что каждый школьный предмет, каждый урок, каждое задание для того, чтобы чему-то научиться. Эту мысль стараемся иллюстрировать на конкретных и понятных для детей примерах из их собственной повседневной жизни. Также необходимо постоянно ставить перед ребенком вопросы, направленные на выяснение того, как он понимает учебную задачу: «Чему можно научиться при выполнении данного задания?», «Почему это важно сделать?» По окончании выполнения заданий желательно задавать вопросы: «Чему ты научился?», «Что нового узнал?»…

Развиваем у детей познавательный интерес и любознательность.

В нашей «семье» много детей младшего школьного возраста. Именно в этот период необходимо и очень важно формировать потребность в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Любознательность детей мы всячески поддерживаем и развиваем. Стараемся доступно отвечать на вопросы, интересующие детей, учить их самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Учим их самостоятельно работать с книгой, самим находить то, что их интересует. В распоряжении наших детей в детском доме имеется богатая библиотека, которую многие из детей посещают регулярно.

Прививаем детям навыки самостоятельности в выполнении домашнего задания.

С первых дней обучения в школе стараемся сделать так, чтобы домашние задания и дела дети выполняли самостоятельно, при минимальной помощи со стороны взрослых. Любую их попытку к самостоятельным действиям стимулируем.

Создание «ситуации успеха».

Работаем по принципу: «Доверяй, но проверяй».

В нашей семье есть дети, которые могут выполнять домашнее задание самостоятельно. Но, тем не менее, мы проверяем их, как и всех остальных детей, чтобы не было желания расслабиться или схитрить.

Еще один принцип нашей работы: «Терпение и труд все перетрут».

Работаем много, работаем все.

Вся проводимая в этом направлении работа, позволяет нам добиваться неплохих результатов. Я проанализировала учебные достижения наших детей с 2008 года. Средний балл успеваемости падает с каждым годом почти у всех детей. Это можно связать с низким уровнем учебной мотивации и низким уровнем интеллектуального развития детей. Но есть дети, которые с каждым годом показывают лучшие результаты. Так, например, Артемьева Диля при поступлении имела средний балл – 4,3, а в 2011г. уже 4,4 балла; Сафиуллин Ваня в 2008г. 4,7 балла, после перехода в среднее звено балл снизился до 4,5, а в 2010г. и 2011г. держится стабильно на отметке 4,6 балла. На протяжении нескольких лет средний балл успеваемости Гущина Сергея оставался неизменным – 5,0.

В целом по семье тоже отмечается уменьшение среднего балла успеваемости, но на протяжении всех этих лет он остается достаточно высоким для данной категории детей:

2008г. – 4,4 балла,

2009г. – 4,5 балла,

2010г. – 4,3 балла,

2011г. – 4,2 балла.

Кроме того, в нашей семье большое количество детей, поступивших в престижные учебные заведения.

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Год выпуска

Учебное заведение

1.

Чевган Роман

06.04.97г.

03.10.09г.

г. Иваново, Школа для одаренных детей им. Стасовой

2.

Казанников Семен

16.12.97г.

01.09.10г.

г. Екатеринбург, Суворовское военное училище

3.

Казанникова Ирина

27.02.95г.

01.09.2011г.

Елыкаевская губернаторская женская гимназия

4.

Гущин Сергей

06.12.97г.

октябрь 2011г.

г. Иваново, Школа для одаренных детей им. Стасовой

Сильные в учебе дети уходят из семьи, остаются более слабые. В своей работе мы не останавливаемся на достигнутом, стараемся каждому ребенку уделять больше времени, проводим индивидуальные занятия по устранению пробелов в знаниях, находим в каждом ребенке его сильные стороны и развиваем их.

Считаем большим своим достижением то, что дети, которые должны обучаться в учебном заведении 8-го вида (Акмалова Вика, Лялин Зуфар), учатся в обычных школах и усваивают учебную программу.