Создание условий для обновления химического образования с ориентацией на компетентностн_9986

МОУ «СОШ №32».

Маркова Людмила Станиславовна,

учитель химии высшей категории.

«Создание условий для обновления химического образования с ориентацией на компетентностный подход в обучении».

Единственный путь, ведущий к познанию,-

это деятельность.

Б.Шоу

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям страны и основным направлениям его развития. Главные требования к сегодняшнему ученику – инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, критическое мышление, способность и готовность к обоснованному выбору профессии.

Работая в профильных классах, я стараюсь создать такие условия для обучения, при которых учащийся захотел, и смог бы усвоить химические знания. Для этого необходимо чтобы учащийся стал активным соучастником образовательного процесса. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знаний доставляет огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, повышает самооценку. Так появляется интерес не только к предмету обучения, но и к процессу познания. Все это можно осуществить при выполнении лабораторных и практических работ, которые позволяют овладеть методикой научного познания, пройти путь ученого-практика: идея

выдвижение эксперимент анализ подтверждение вывод .

гипотезы результатов или опровержение

гипотезы

Мы проводим очень большое количество экспериментов, которые условно можно разделить на три вида:

- информационный или иллюстрированный (модели, коллекции и др.)

- обучающий, для того, чтобы учащиеся могли объяснить происходящие явления и сделать выводы и даже предложить свой вариант проведения эксперимента, что позволяет развивать устную и письменную речь, то есть ведет к формированию творческого химического мышления.

- контролирующий (решение экспериментальных задач).

Ожидаемый результат исследовательских работ учащихся – развитие творческого мышления и деятельности, формирование интереса к познанию химических явлений и их закономерностей. Кроме этого, ребята на таких уроках узнают какие знания и умения пригодятся в будущей работе врача, криминалиста, лаборанта и др. Происходит превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Мы на уроках получаем эфиры (грушевый и яблочный), исследуем желудочный сок на реакцию среды, получаем спирт из полиэтилена, выращиваем кристаллы меди, выполняем окислительно-восстановительные процессы в различных реакциях среды, варим мыло и многое другое. Например: при изучении темы «Металлы» (9 кл.) проводим парадоксальный эксперимент – взаимодействие серебра с нитратом железа(III). На основании расположения металлов в ряду активности, реакция невозможна. Опыт противоречит нашим представлениям, реакция идет. Тогда мы начинаем исследовать и сравнивать окислительные свойства металлов и их ионов, находя объяснение данному явлению. Такой эксперимент, дополненный приёмом исследования, положительно влияет на уровень осмысления учащимися сложных теоретических вопросов курса химии.

На экспериментальной работе по теме «Белки» проводится определение содержания белка в различных пищевых продуктах. Берут кусочек рыбы (кета или форель) – содержание белков, в которых, общеизвестно, проводят биуретовую реакцию (CuSO4+NaOH) – результат отрицателен. Они удивлены, но познание часто начинается с удивления. Далее они обсуждают, рассуждают, спорят и пробуют ксантопротеиновую реакцию – результат положителен. За этим следует вывод о качественном составе этого белка.

Конечно, проведение любых демонстрационных опытов или лабораторных, а тем более практических работ требует специального оборудования и реактивов.

Именно эта причина приводит к видеодемонстрации. Но! Я исследовала десятки выпущенных видеоматериалов и сделала вывод, что именно те опыты, которые мы в состоянии провести сами, записаны в видеоматериалы. Такое замещение деятельности учащегося на его зрительное восприятие мне кажется не правильным.

Можно предложить еще один путь решения проблемы недостатка оборудования и реактивов. Это договоры сотрудничества с ВУЗами. Проведение спецкурсов и мастер-классов, выездных экскурсий на химические, медицинские, фармакологические предприятия.

Как показывает опыт, хорошим сегодня считают образование, которое обеспечивает успех в будущем, в реальной жизни, а не набор знаний, необходимый для получения хороших оценок на ЕГЭ. Компетентностный подход потребовал от учителя перестройки всех элементов системы образования. Компетентность как продукт обучения связана с деятельностью и проявляется в деятельности. Главная роль здесь принадлежит умственной познавательной деятельности учащихся и формированию на этой основе компетентности в решении проблем.

Основные идеи такого процесса обучения:

- преобладание самостоятельной познавательной деятельности;

- использование индивидуальной и коллективной деятельности;

- возможность создания своего образовательного продукта;

- использование технологий для субъектной деятельности;

- организация защиты своих познавательных результатов.

Ориентируясь на личностно-ориентированный и компетентностный подход, мы стараемся выработать свою образовательную стратегию. Одно из направлений, о котором хотелось рассказать – работа на границе ВУЗ школа предприятие.

В течение восьми лет учащиеся нашей школы имеют возможность посещения специализированных курсов по химии на базе различных ВУЗов нашего города, где осуществляется практико-ориентированный подход к обучению. В педагогическом университете учащиеся профильных групп 10 и 11-ых классов занимались на кафедре химии, решая проблемы синтеза органических соединений, знакомились с новыми современными технологиями получения химических веществ. В фармацевтической академии изучали методы исследования лекарственных препаратов. Итогом такого обучения являются научно-исследовательские работы, с которыми учащиеся выступают на краевых НПК.

Пермский государственный университет предоставил нам возможность посещения химических производств, таких как: завод минеральных удобрений, ПНОС, стекольный завод. Учащиеся теоретически были знакомы с технологиями данных предприятий, и тем интереснее было обнаружить, что на пермских предприятиях используют совсем иные, более новые и современные технологические процессы, совсем не те, что представлены в наших учебниках. Кроме того, что ученики знакомились с определенными химическими понятиями и процессами, они приобрели знания о различных профессиях, наглядно «примерили» себя к определенной профессиональной деятельности. После экскурсий на заводы, ребята готовили отчеты, развивая критическое мышление, выдвигая на первое место знаниево-ориентировочный компонент, рассматривая целостный опыт решения не только профессиональных, но и жизненных проблем.

Опыт организации и проведения практических занятий по курсу химии, подготовка к ним и самостоятельное выполнение химических опытов, посещение заводов и лабораторий, защита проектов и научно-исследовательских работ учащихся сказывается не только на уровне экспериментальной подготовки учащихся, развитии химического мышления, но и на усвоении химии в целом.

МОУ «СОШ №32».

Маркова Людмила Станиславовна,

учитель химии высшей категории.

«Экспериментальная работа на уроках химии – элемент компетентностного подхода в обучении »

Единственный путь, ведущий к познанию,-

это деятельность.

Б.Шоу

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям страны и основным направлениям его развития. Главные требования к сегодняшнему ученику – инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, критическое мышление, способность и готовность к обоснованному выбору профессии.

Работая в профильных классах, я стараюсь создать такие условия для обучения, при которых учащийся захотел, и смог бы усвоить химические знания. Для этого необходимо чтобы учащийся стал активным соучастником образовательного процесса. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знаний доставляет огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, повышает самооценку. Так появляется интерес не только к предмету обучения, но и к процессу познания. Все это можно осуществить при выполнении лабораторных и практических работ, которые позволяют овладеть методикой научного познания, пройти путь ученого-практика: идея

выдвижение эксперимент анализ подтверждение вывод .

гипотезы результатов или опровержение

гипотезы

Мы проводим очень большое количество экспериментов, которые условно можно разделить на три вида:

- информационный или иллюстрированный (модели, коллекции и др.)

- обучающий, для того, чтобы учащиеся могли объяснить происходящие явления и сделать выводы и даже предложить свой вариант проведения эксперимента, что позволяет развивать устную и письменную речь, то есть ведет к формированию творческого химического мышления.

- контролирующий (решение экспериментальных задач).

Ожидаемый результат исследовательских работ учащихся – развитие творческого мышления и деятельности, формирование интереса к познанию химических явлений и их закономерностей. Кроме этого, ребята на таких уроках узнают какие знания и умения пригодятся в будущей работе врача, криминалиста, лаборанта и др. Происходит превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Например: при изучении темы «Металлы» (9 кл.) проводим парадоксальный эксперимент – взаимодействие серебра с нитратом железа(III). На основании расположения металлов в ряду активности, реакция невозможна. Опыт противоречит нашим представлениям, реакция идет. Тогда мы начинаем исследовать и сравнивать окислительные свойства металлов и их ионов, находя объяснение данному явлению. Такой эксперимент, дополненный приёмом исследования, положительно влияет на уровень осмысления учащимися сложных теоретических вопросов курса химии.

На экспериментальной работе по теме «Белки» проводится определение содержания белка в различных пищевых продуктах. Берут кусочек рыбы (кета или форель) – содержание белков, в которых, общеизвестно, проводят биуретовую реакцию (CuSO4+NaOH) – результат отрицателен. Они удивлены, но познание часто начинается с удивления. Далее они обсуждают, рассуждают, спорят и пробуют ксантопротеиновую реакцию – результат положителен. За этим следует вывод о качественном составе этого белка.

Иногда демонстрационный эксперимент помогает ответить на вопрос учеников: почему в одних учебниках в уравнении реакции представлены одни продукты, а в других – другие? Например: Mg + H2O = MgO + H2 или Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.

Насыпаем на сетку магниевых стружек, поджигаем. Магний горит желтоватым пламенем. Опускаем сеточку в кристаллизатор с водой. Ярко светящееся, огромное пламя горящего водорода, белые и легкие, падающие как снег, частички оксида магния никого не оставляют равнодушными. В довершении, в кристаллизатор приливаем фенолфталеин, раствор становится малиновым. Этот эксперимент даёт возможность показать учащемуся одно и то же явление с разных точек зрения, ввести понятие о параллельно протекающих реакциях, наглядно убедиться, что гидрооксид магния малорастворим.

Мы на уроках получаем эфиры (грушевый и яблочный), исследуем желудочный сок на реакцию среды, получаем спирт из полиэтилена, выращиваем кристаллы меди, выполняем окислительно-восстановительные процессы в различных реакциях среды, варим мыло и многое другое.

Конечно, проведение любых демонстрационных опытов или лабораторных, а тем более практических работ требует специального оборудования и реактивов.

Именно эта причина приводит к видеодемонстрации. Но! Я исследовала десятки выпущенных видеоматериалов и сделала вывод, что именно те опыты, которые мы в состоянии провести сами, записаны в видеоматериалы. Такое замещение деятельности учащегося на его зрительное восприятие мне кажется не правильным.

Можно предложить еще один путь решения проблемы недостатка оборудования и реактивов. Это договоры сотрудничества с ВУЗами. Проведение спецкурсов и мастер-классов, выездных экскурсий на химические, медицинские, фармакологические предприятия.

Опыт организации и проведения практических занятий по курсу химии показывает, что подготовка к ним и самостоятельное выполнение химических опытов зачастую вызывают у учащихся затруднения, что, соответственно, влияет на качество их выполнения. В свою очередь, это сказывается не только на уровне экспериментальной подготовки учащихся, развитии химического мышления, но и на усвоении химии в целом.