Создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире гор

Современная школа претерпевает период реформирования, целью которого является выполнение нового социального заказа – создание условий для развития деятельной, творческой, критически мыслящей и социально адаптированной личности, способной к интеллектуальному и практическому освоению мира. Я считаю, что знакомясь с многомерным социокультурным опытом, который хранят городские объекты (здания, улицы, памятники и т.д.), учащиеся смогут понять, как представляли себе мир люди, населявшие Петербург и Царское Село в разные эпохи, какими ценностями и правилами они руководствовались, создавая Город, как относились друг к другу. Это позволит школьникам создать собственные мировоззренческие позиции, выработать личностное отношение к окружающей действительности. Предмет “История и культура Санкт-Петербурга” имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Он позволяет ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в мегаполисе: освоить правила городского ориентирования, научиться “считывать” информацию, заложенную в объектах культурного наследия, овладеть правилами межличностной коммуникации и нормами поведения в городе.

Цель учебного предмета “История и культура Санкт-Петербурга” – создание условий для уховно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города. Согласно “Словарю живого великорусского языка” В. Даля, “освоить” означает “сделать своим…, обычным, обиходным”. Процесс освоения неразрывно связан с пониманием, переживанием и присвоением. Я считаю, что занятия по краеведению должны строиться с учетом такого правила, как единство познавательного и эмоционально-ценностного компонентов восприятия объектов культурного наследия города. Другими словами на уроках должны создаваться условия для формирования эмоционального отклика на увиденное, услышанное, прочитанное. На уроках необходимо создавать такую деятельность учащихся, в процессе которой ребенок не только знакомится с историко-краеведческими фактами, но и самостоятельно анализирует их, делится личными впечатлениями, дает собственную оценку объектам городской среды, событиям или людям. Я считаю, что необходимо менять ситуацию, когда город постигается лишь в стенах классного кабинета и только со слов учителя и учебного пособия. Изменить такую ситуацию позволяет расширение границ образовательного пространства. Уроки “Истории и культуры Санкт-Петербурга” должны проходить не только в стенах класса, но и в городском пространстве, на экспозициях городских музеев, ориентируя школьников на непосредственное исследование объектов культурного наследия в их естественной среде.

На мой взгляд одной из главных задач урока краеведения является предоставление учащимся возможности выразить собственное впечатление, высказать собственное мнение, оценочное суждение (в устной или иной творческой форме), не дать готовые знания, а организовать процесс осмысления нового материала. Это и стало целью моей педагогической деятельности: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, через познавательные игры, экскурсоводческую и исследовательскую деятельность.

Самым важным методическим отличием учебного предмета “Историяи культура Санкт-Петербурга” от других учебных дисциплин является то, что город следует изучать в непосредственном общении с ним. Я считаю, что важнейшей формой урока истории и культуры Санкт-Петербурга является урок вне школьной аудитории: в городском или музейном пространстве. Несомненным достоинством такого урока – не посредственное общение ученика с реальными, подлинными памятниками культурного наследия. Исследование городской среды позволяет учащимся пополнить знания, развить навыки визуальной коммуникации, научиться ориентироваться в городском пространстве. В моей практике распространены традиционные экскурсии, однако исследование объектов возможно лишь во время учебной прогулки. Учебная прогулка — один из методов активного обучения, предполагающий организацию познавательной деятельности учащихся непосредственно в городской среде. Учебная прогулка “вписывается” в тематическое планирование и является либо введение в изучаемую тему или ее повторением, обобщением. Учебная прогулка позволяет ученику не только воочию увидеть изучаемые объекты культурного наследия, но и развить ряд умений, необходимых любому горожанину, например ориентироваться в городском пространстве, исследовать объекты культурного наследия и т.д.

Поначалу учебные прогулки проводятся под руководством учителя. На подготовительном этапе педагог составляет необходимый маршрут следования и придумывает задания, провоцирующие учащихся на детальное рассмотрение определенных объектов культурного наследия. Входе прогулки учитель выступает в роли руководителя процесса исследования объектов учениками: он ставит перед учащимися познавательные задания, при затруднениях, возникших у школьников, подсказывает возможные пути поиска ответа, “подталкивает” их с помощью дополнительных и уточняющих вопросов к размышлениям, выводам и оценкам, при необходимости дополняет результаты детского исследования своими комментариями, информацией историко-краеведческого характера. Третий, завершающий этап прогулки связан с формированием, презентацией ее результатов и защитой.

Одним из примеров является учебная прогулка “Пешком в историю. Московская улица”. Выполняя задании учащиеся узнают о знаменитых людях нашего города А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова, о судьбе собора Святой Екатерины и других сооружениях Московской улицы, считывая информацию с объектов и узнают информацию у прохожих. Такой подход позволяет мне вывести учащихся на уровень исследовательской деятельности, в рамках которой учащийся самостоятельно ставит и решает проблему.

Примером применения исследовательского метода во вне урочной деятельности являются работы учащихся старших классов, написанные под моим руководством по следующим темам: “Федоровский городок”, “Церковь Всех Скорбящих Радость”, “Поэты-фронтовики – жители города Пушкина – Елена Рывина, Иван Демъянов”. Данный метод позволяет формировать познавательный интерес к изучению города, которое выражается: желание совершать познавательные прогулки по городу, в музеи; чтение дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе; в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участи в конкретных практических делах, исследованиях, мониторингах и т.д. Использование метода учебной прогулки способствует привлечению ребят к созданию презентаций, использование ИКТ, например, ученики создали электронный путеводитель по литературным местам города Пушкина (www.litput.narod.ru). Эту работу ученики представили в 2007 году на Всероссийском библиотечном конкурсе “Лучик”.

Можно сделать вывод, что важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а так же, по возможности, личностно ориентированного и деятельного подходов в образовании.