Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Аналитическая справка «Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта». Структура справки:

Система деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта с обоснованием используемых технологий.

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена» Антуан де Сент – Экзюпери. Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают все аспекты отношений общества и личности. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Работая в должности классного руководителя вижу как не достает в обществе красоты, милосердия, искренности, доброты, толерантности. Поэтому считаю важнейшей задачей научить ребенка «думать хорошо», поступать хорошо, т.е. нравственно. И всё это, я отразила в своей программе «24 плюс один!».

Своеобразие моей работы во многом обусловлено индивидуальными особенностями учащихся класса, и их семьями. Поэтому мне, классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества.

Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. Программа воспитательной системы класса «24 + 1» направлена на воспитание людей, внутренне принимающих новую реальность, способных на творческую активность и самое главное, готовых реализовывать её без принуждения, самостоятельно.

Цели воспитания разрабатываются с учетом трех запросов: педагогический запрос общества, самого воспитанника и воспитателя. Отсюда вытекают следующие цели:

Идеальная – формирование всесторонне развитой и гармоничной личности через систему общешкольной и классной, коллективной и индивидуальной воспитательной работы. Следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью её достижения в нынешних социально-экономических условиях. Но я считаю, что в настоящее время нельзя отказываться от ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности. Без стремления к такому идеалу невозможно построить высокоразвитое гуманное и демократическое общество.

Результатная – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.

Процессуальная - использование системного подхода и возможностей проектной деятельности в воспитательной работе с учащимися. «Включение» школьников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная.

Для реализации этих целей, были поставлены следующие задачи:

Увеличить степень самостоятельности ребят, научить решать возникающие проблемы (межличностные, учебные и прочие);

Вовлекать родителей в воспитательный процесс и познакомить их с методами семейного воспитания, создать содружество детей, педагогов и родителей;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы класса, являются: «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив».

Содержание программного материала состоит из четырех блоков, которые тесно взаимодействуют между собой.

I блок – внеклассная работа. Она включает в себя такие мероприятия как, классные часы, классные вечера, беседы, КВН-ы, проектная деятельность, конкурсы, праздники, спортивные соревнования, военно-патриотические игры, экскурсии, поездки, походы. Эти мероприятия обязательно включают в себя изучение истории, природы Камчатской земли, поддерживают любовь к ней.

II блок – работа с родителями. Она способствует формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, а так же создает атмосферу для сотрудничества ученик-родитель-учитель.

III блок – самоуправление. оно предусматривает вовлечение учащихся в управление классными делами, создание различных «клубов по интересам» (информационное, досуговое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное и пр. сообщества).

IV блок – диагностический блок. Отслеживается динамика развития личности и коллектива учащихся, уровень развития самоуправления в коллективе, уровень творческой активности ребят.

Можно выделить три этапа программы: «Поверь в себя», «Я все смогу», «Все, чего нельзя избежать, надо преодолеть». Порой сложно определить критерии результативности воспитательной работы, найти и корректно использовать методики изучения, правильно обработать, интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель нуждается в помощи ученых и методистов. Следует также заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной работы класса.



На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной работы в классе могут быть признаны следующие критерии: защищенность и комфортность ребенка в классе; воспитанность учащихся; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; высокий уровень самоуправления; проявление индивидуальности («лица») класса; репутация класса.

В своей работе мы в основном опираемся на следующие формы работы:



Самоуправление: Это способствует развитию способностей учащихся, формированию у них социальной активности, стремления к самосвершенствованию.

Проектная деятельность: дает возможность учащимся проявить себя в разных ситуациях. Это совместная деятельность учителей и родителей с детьми на основе их интересов, инициативы, направленная на формирование активности, самостоятельности, самореализации, творчества и ответственности. Может использоваться как индивидуально, так и группой. Ребята самостоятельно выбирают вид деятельности, степень участия в ней, что позволяет найти каждому свое дело.

Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. За все время не пропустили ни одного: везде участвовали и достигали высоких результатов. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Члены классного коллектива являются членами Молодёжного парламента при Думе Елизовского района, членами ОДОО МАН «Интеллект будущего», посещают внешкольные учреждения. Подводя итог работы, хочу отметить, что поставленные задачи были выполнены, каждый ученик нашел свое место в классном коллективе и осознанно сделал выбор при переходе на следующую ступень обучения. В настоящее время являюсь классным руководителем многопрофильного класса по индивидуальным учебным планам11 класса. Я уверена, что работа, которую мы с ними вместе выполнили не пройдёт даром.

Система ученического самоуправления, участие обучающихся в жизни образовательного учреждения и решении проблем местного сообщества.

В современном мире, в условиях решения решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Как классный руководитель стремлюсь максимально приблизить учебно-воспитательный процесс ко всему многообразию социального бытия ученика вне стен школы, последовательно реализуя принцип, согласно которому образование есть жизнь.

Цель самоуправления в классе – это создание условий для самореализации и совместной деятельности учеников, развитие у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, активной жизненной позиции, взаимопонимания и общей культуры. Ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самовоспитания, саморазвития и самоутверждения (четыре само- ). Представляя и защищая интересы класса, школьники организовывают и проводят КТД, которые им интересны, при этом развивая свои способности. Важен не только результат, но и сам процесс.

При создании самоуправления в классе опираюсь на следующие приоритетные принципы:

свободный выбор модели самоуправления в классе, исходя из имеющихся традиций; ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности членов классного коллектива, учителей, родителей; деятельностная основа ученического самоуправления, направляет энергию ребят на социально полезные дела.

Система ученического самоуправления в классе состоит из высшего органа самоуправления – классного собрания, которое проводится 1 раз в четверть. Классное собрание избирает ученический совет, путём голосования (в который входят заведующие клубов по интересам). Председатель совета избирается тайным голосованием (с помощью социально-ролевой игры «Выборы», т.е. классное самоуправление имеет те же модели построения и структуру органов управления, что и взрослые, самое главное оно так же основано на игровой технологии) один раз в два года. Совет класса состоит из председателя совета (полномочный представитель класса на совещаниях любого уровня, организует и контролирует все мероприятия класса, контролирует посещаемость), зав. образовательным клубом, зав. спортивно – оздоровительным клубом, зав. информационным клубом, зав. клубом «Досуг». Остальные учащиеся по желанию входят в клубы по интересам. Работа Совета класса по направлениям: героико-патриотическое, эстетическое, нравственно-этическое, правовое, оздоровительное.



Совет класса готовит и проводит классное собрание, планирует и организует повседневную работу, даёт общественные поручения, задания. Формы и методы совместной с детьми деятельности, разнообразны: проведение КТД, социальных проектов, акции, и др. Тематика довольно разнообразна: проект создания газеты «Десяточка», КТД «Что такое любовь?», социально – ролевая игра «Выборы», акция «Поздравление ветеранов», «Подарок другу», «Сделай мир чище», «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» и т.д.

Выводы:

Классный руководитель должен предоставить возможность ребятам попробовать себя в организации и деятельности клубов по интересам;

Через различные виды совместной деятельности у учеников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения соотносить личные интересы с общественными, что является основой формирования личности.

Классное самоуправление даёт возможность ребятам: приобрести опыт ведения предвыборной и выборной компаний; раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса, школы, местного сообщества.