Создание социально значимых проектов

Создание социально значимых проектов

Учитель русского языка и литературы МБОУ Мешковской средней общеобразовательной школы Насонова Л.И.

Я разработала несколько социально значимых проектов. Социально-нравственный проект «Творческое дело взаимодействия». Задача проекта: социальное, нравственное и духовное развитие личности обучающегося.

Набирая новый класс, я провожу колоссальную работу по сплочению детей и их воспитанию. Сразу знакомлю детей с правилами нашей работы:

нас много, все мы разные, давайте не обсмеивать друг друга и не унижать, а видеть в каждом хорошее;

слово «одноклассник» созвучно со словом «родственник»;

замечания по работе товарища у доски делай в тактичной форме, не радуйся чужим ошибкам, сам будешь на том же месте;

нельзя называть товарища по фамилии, это невежливо, только по имени или по фамилии и имени;

не говорите местоимениями (она, он), если твой одноклассник рядом (нужно Оля, Саша и т.д.), не обзывай кличками – это жестоко;

очень долго приучаю к правильному дежурству по классу – у нас должна быть идеальная чистота и свежий воздух.

Много лет назад познакомилась с опытом воспитательной работы В. А. Караковского. Я согласна с ним, что «научить ребёнка наукам легче, чем воспитать в нем черту характера».

Сегодня мы переживаем расцвет практицизма. Следствием такого положения вещей стало ощущение острого недостатка духовности. Цель моей работы с детьми – духовное развитие личности.

Перед каждым мероприятием провожу Совет Дела. Обговариваем все до мелочей, выбираем ответственных, каждый должен внести посильный вклад в Дело, обязательно подводится итог.

Часто переигрываются ситуации на уроках и переменах, дети делают вывод – а можно было, оказывается, без конфликта обойтись, всё решить тактично, по-человечески.

В своей работе классного руководителя применяла много интересных форм: журнал-эстафету, вечера, защиту проектов, литературно-художественные конкурсы, праздники, беседы, викторины, круглые столы, обзорные политинформации, читательские конференции, игры и т.д..

Наиболее удачными были следующие мероприятия, подготовленные мною и учащимися: «Вечер вальса», новогоднее представление «Машина времени», новогодний калейдоскоп, праздник «Всей семьей», урок Мира «Возвращайтесь живыми домой», выпускные вечера, праздники последнего звонка.

В классе было проведено большое количество вечеров. Я на этих вечерах гостья. Учащиеся самостоятельно пишут сценарии, мастерски проводят их. Вечера: «Крестики-нолики», КВН «С песней по жизни», интеллектуальные игры: «Самый умный», «Сто к одному» запомнятся всем надолго.

На воспитательных часах и уроках проводятся беседы на местном, интересном для детей материале. Часто использую статьи газеты «Искра». Мы с ребятами обсуждаем следующие публикации: «Армия формировала личность», «Солдат России», «Расстрелянная память», «Эх вы, люди», «Об истории Верхнедонского района», о людях Дона. С классом совершали экскурсионные поездки.

Цель моей работы – сделать жизнь детей в школе интересной, а их отношения между собой добрыми, человеческими.

На протяжении многих лет оформлялась рукописная книга «Летопись нашего класса», она украшалась фотографиями, фильмами, съёмками.

На встречах выпускники трепетно листают эту книгу детства.

Следующий проект, осуществлённый мною «Я воспеваю донской край».

Цели: 1) воспитание гражданственности у учащихся; 2) привитие любви к малой Родине.





За последние два года мною с учащимися была проведена большая работа по сбору информации по краеведению. Учитель, учащиеся, родители собрали ценный материал из истории станицы. Этот материал был обобщен в творческой конкурсной работе «Тайны Тихого Дона», отмеченной директором государственного музея-заповедника М.А. Шолохова А.М. Шолоховым. Представляла эту работу ученица Кострыкина Нина. Слушателям второй международной детско-юношеской конференции она рассказала об истории разрушения церкви станицы Мешковской, почему гора в станице называется Яшкиной, о памятнике итальянцам, погибшим во время Великой Отечественной войны в нашей станице.

Несколько месяцев шла исследовательская работа на тему «Донская казачья песня». В работе собран богатейший материал об истории казачьей песни и современных детских и взрослых коллективах нашего района – продолжателях казачьих традиций.

Последняя наша работа посвящена 65-летию Великой Отечественной войны. Это конкурсная работа «Детство, опаленное войной». Авторы изложили в сочинении все собранные материалы о станице довоенной, во время оккупации, факты освобождения.

Мною был разработан культурно-эстетический проект «Школьный театр». Цели:

привитие любви к классической литературе; 2) развитие эстетических и сценических навыков, театрального мастерства.

Перед осуществлением этого проекта провожу большую подготовительную работу: учу детей выходить на аудиторию, культуре исполнения песни, танца, слова, после каждого выступления проводится подробный анализ удач и ошибок. Из множества сценариев пишется один, кропотливо подбирается музыкальное сопровождение. В итоге – слаженность исполнения, благодарность людей, умение вести себя в обществе.

Любимым моим делом и детей является постановка спектаклей, литературных вечеров. Самым удачным и запоминающимся литературным праздником считаю вечер на тему: «И жизнь, и слёзы, и любовь…» (об истории любви А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой). Роль Пушкина исполнял лучший ученик школы Фолынсков Николай, роль Натальи Гончаровой – самая красивая девушка школы Петрова Екатерина. В вечере были задействованы артисты 9, 10, 11 классов, были приглашены жители станицы Мешковской. Материнские слёзы говорили о том, что праздник удался и запомнился на всю жизнь.

Вечер был снят на видеокамеру. При изучение творчества А.С. Пушкина мы смотрим этот фильм.

При написании сценария я использовала литературу о жизни А.С. Пушкина, много нашла статей о судьбе Н.Н. Пушкиной-Ланской (книги С.С. Гейченко, А. Кузнецовой «Под бурями судьбы жестокой», И. Ободовской и М. Дементьевой «Наталья Николаевна Пушкина»).

Мною с учащимися было поставлено много вечеров, праздников, спектаклей, мюзиклов на общешкольном уровне. Лучшими являются: «Пушкин-лицеист», поэтические вечера: «Любовью дорожить умейте», «Человек, на котором держится дом», «Прерванный полёт» (о В. Высоцком), «Учителями славится Россия»; спектакли: «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю), «Мещанин во дворянстве» (по Мольеру), «Недоросль» ( по Фонвизину ), «Брак по расчету» (по Чехову).

Мною разработан здоровьесохранный проект «Береги себя». Цель: привить учащимся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

На протяжение многих лет я провожу музыкальные разминки на уроке. Беседы на основе жизненных фактов, тематические диктанты, походы, уборки — постоянные помощники в осуществление этого проекта. Все эти проекты имеют общественную значимость.

За осуществление проекта «Творческое дело взаимодействие» я была награждена Почетной грамотой администрации школы. За победу в общешкольном соревновании «Лучший класс школы» мы с учащимися были награждены поездками в город Волгоград. В районном конкурсе творческих работ «Моя классная — самая классная» учащиеся моего класса заняли второе место. За осуществление проекта «Меня беспокоит» была награждена «Благодарственным письмом» председателем районной избирательной комиссии Карташовой. За осуществление проекта «Я воспеваю Донской край» была награждена грамотой отдела культуры и молодёжной политики, администрацией местного самоуправления станицы Мешковской. В 2010 году, осуществляя проект «Школьный театр», мы приняли участие в районном фестивале «Наша русская жизнь», посвященном юбилею А.П. Чехову, организованном районным отделом культуры молодежной политики. Наш спектакль «Брак по расчету» был отмечен призовым вторым местом, а ученице Писаревой Виктории была вручена грамота за лучшую женскую роль.

Результат нашей работы вытекает благодаря тесному сотрудничеству с ветеранами войны, воинами-интернационалистами, солдатскими вдовами. Я считаю, что как учитель и воспитатель вношу вклад в формирование у обучающихся опыта решения общественно-значимых проблем местного социума.