Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли,

а не памятью.

Л.Н.Толстой

Введение.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний, пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит?

Ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.

У него есть желания учиться. Крушение этого светлого оптимизма – серьёзная проблема обучения.

Меня всегда занимал вопрос: почему ребёнок теряет интерес к учёбе? Виновата ли в этом школа и её методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.

Идеи, лежащие в основе данного исследования, берут свое начало в трудах Аристотеля, М.Монтеня, Ж-Ж. Руссо и др. Анализ философской литературы, начиная с Аристотеля, позволил «развести» понятия успеха и удачи, где успех выступает как проявление человеческой деятельности, а удача — как знак «божественного замысла», благоприятного стечения обстоятельств.

Анализ педагогической литературы показал, что отдельные аспекты ситуации успеха были отражены в работах А.С.Макаренко (взаимосвязь успеха и мастерства педагога), В.Ф.Шаталова (факторы успеха). К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении « Труд в его психическом и воспитательном значении» говорил о том, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению» (20, 142) А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. В. А. Сухомлинский в своём труде «Сердце отдаю детям» утверждал, что «методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения».(19, 23)

На современном этапе развития педагогической науки ситуация успеха рассматривается с позиций обретения и сохранения чувства собственного достоинства (С.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов и др.) и личностно- ориентированного подхода к каждому ученику (Ш.А.Амонашвили), в общении с учениками в учебной деятельности (Е.Н.Ильин). Технология создания различных педагогических ситуаций успеха рассмотрена А.С.Белкиным, В.Ю.Питюковым, М.М.Поташником, С.А.Смирновым, Т.И.Шамовой, Н.Е.Щурковой и др.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и

педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У.Глассер убежден, что если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надёжный путь создания ситуации успеха — дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при её осуществлении.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству учителей с учащимися

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических

наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно

лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

В трудах современных российских философов успех рассматривается как качественная характеристика человеческой деятельности. В.И.Бакштановский, Ю.В.Согомонов, В.А.Чурилов считают, что, помимо результата деятельности, успех содержит в себе мотив, смысл, цель и средства его достижения. Г.Л.Тульчинский понимает успех как положительную оценку результата деятельности.

Характерной особенностью реалий современной России является то, что в образовательной сфере резко интенсифицировались процессы в области обучения и воспитания, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. Возникает необходимость организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы:

а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся;

б) чтобы способствовать профессиональному самоопределению учеников;

в) чтобы выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума;

г) чтобы стать местом успеха детей и взрослых;

д) сформировать социально-грамотную и мобильную личность, чётко осознающую свои права и обязанности, ясно представляющую себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей, ресурсов и способностей.

Исходя из этого, важнейшее направление работы школы — целенаправленное создание ситуаций успеха.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность.

Ряд законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» и др.), нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся требуемого сегодня качества образования, поступательного индивидуального продвижения в обучении, повышения познавательной активности, всестороннего развития личности.

Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить успешную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях — инструменте, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально — нравственное отношение к жизни.

Как же решить поставленную задачу может сельская школа в условиях современного состояния деревни?

Население села имеет тенденцию к уменьшению не только за счёт естественной убыли и снижения рождаемости, но и из-за оттока работоспособного населения в промышленные центры страны. Произошедший спад промышленного производства привёл к ликвидации практически всех предприятий сельского хозяйства. Произошло резкое расслоение населения по уровню материального достатка. Многие люди лишились социального обеспечения, доступной медицинской помощи. При этом квалифицированные специалисты были вынуждены оставить свои профессии. Кто-то из них смог переквалифицироваться, но большая часть осталась неспособной к самоопределению в новых условиях.

В результате многие дети растут в семьях, где один или оба родителя безработные, с низким уровнем образованности родителей, которые не способны обеспечить обучение своих детей в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

По окончании основной или средней школы большинство сельских выпускников не могут реализовать себя, так как школа и родители мотивировали их на получение знаний (чем больше, тем лучше, тем выше оценка), а, оказавшись вне образовательной среды, выпускники не могут самостоятельно принимать ответственные решения, т.е. они не обладают элементарными навыками решения жизненных проблемных ситуаций.

Понимая, что сегодняшний выпускник не соответствует требованиям, предъявляемым на рынке труда, родители хотят, чтобы их дети были способны успешно реализовать себя в жизни.

Опрос родителей, проведённый мною, показал, что основную роль в подготовке ребенка к жизни родители отводят школе. Для успешной адаптации своих детей в обществе большинство родителей отметили:

-возможность получения дополнительного образования (89%);

- способность сменить профессию и специальность (72%).

Из качеств, необходимых для организации собственного дела, на первом месте оказались инициативность (85%), компьютерная грамотность (95%), умение найти выход из проблемной ситуации (78%), предприимчивость (73%), собственная организованность (69%), образованность (64%).

Системный анализ результатов мониторинга, проведённый мною в 2006 году, на предмет успешности деятельности учащихся, их семьи позволил обнаружить мне ряд противоречий.

А именно:

-между потребностью современного общества в воспитании и обучении успешной личности и недостаточной готовностью образовательного учреждения к практической реализации обозначенной задачи;

-между социальной потребностью в подготовке успешной личности учащихся и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы в условиях сельской школы;

-между потребностью современной сельской семьи в обеспечении ситуации успеха ребенка как личности и уровнем сформированности её педагогической культуры.

В моей практике обозначились противоречия между новым содержанием образования, ориентированным на развитие компетентностей школьников и их способностей в процессе предметного образования, и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, между требованиями современного общества к модели и качеству образования выпускника школы и традиционными условиями обучения.

За годы работы каждый учитель становится «философом» со своей системой идей, взглядов на процесс обучения, на место в нём учителя и ученика. Есть своя философия и у меня. Для меня очевидно. Что абсолютной ценностью в школе является ребёнок.

«В каждом человеке есть солнце – дайте ему светить!». Эти слова Сократа стали путеводной звездой в моей профессиональной деятельности. И действительно, с каждым годом работы я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей бесталанных, в каждом из них есть своё солнышко, и задача учителя увидеть это солнышко в ребёнке и помочь ему проявить себя.

Работая с детьми, я поняла, что конкретные результаты помогает получить создание на уроке ситуации успеха.

Однако, при создании ситуации успеха на уроке, у учителя возникают следующие проблемы:

1. Текущие и итоговые оценки, выставленные преподавателем, должны быть объективны, а объективные оценки не всегда вписываются в ситуацию успеха.

2. Уроки требуют максимальной реализации индивидуального подхода.

Решение этих проблем и определило тему моей работы : «Создание ситуации успеха на уроках математики».

Работая в школе, я поняла, что одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование?

Отсюда цель работы: разработка и подбор педагогических основ, методик, технологий формирования у учащихся интереса к учению. ( Это повлечёт за собой появления чувства уверенности в себе, не только в учебной деятельности, но и успешной адаптации в обществе).

Объект работы: процесс создания ситуации успеха в учебной деятельности.

Предмет исследования: сущность ситуации успеха и педагогические основы её создания в учебной деятельности учащихся.

Гипотеза исследования. Отправная точка в создании ситуации успеха — первоначальные учебные достижения учащихся. Однако они не станут основой его личностной самореализации, если сравнивать достижения одного ученика с достижениями другого, т.к. парадигма состязательности противоречит социально-этической сущности ситуации успеха. Поэтому, прослеживая динамику личностного роста каждого ученика в учебной деятельности, корректно сравнивать его настоящие достижения с его же достижениями, но прошлыми. Педагогическая модель ситуации успеха будет действовать при условии вариативности ее построения.

Задачи :

1.На основе анализа философской, социально-психологической, педагогической литературы составить обобщенную характеристику ситуации успеха и уточнить научно-педагогические основы её создания в учебной деятельности учащихся.

2. Спроектировать и обосновать педагогическую модель ситуации успеха.

3. Определить педагогические условия реализации модели ситуации успеха, проверить эффективность её внедрения в педагогический процесс.

Идея работы – вера в уникальные возможности человека, основанная на внутренних резервах и способностях личности. Одним из главных смыслов деятельности педагога состоит в создании ситуации успеха для каждого ученика. В этом суть реализации индивидуального подхода. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Поэтому мною изучались следующие вопросы:

систематизация зарубежного и отечественного опыта по теории развития личности;

с социально-психологической точки зрения успех как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания;

с психологической точки зрения успех — переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремился человек, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения;

с педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Основными методами являются:

Теоретические методы: анализ, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент.

Математические методы: визуализация данных (график), статистические методы.

Социометрия: социологический опрос, тестирование.

Методологическую базу составили теоретические положения философии, социологии, возрастной психологии и педагогики развития.

Исследование опиралось:

- на теоретические концепции развивающего обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) и деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев и др.);

- на концепцию гуманистического подхода в образовательной и других видах деятельности, сохранения чувства собственного достоинства (У.Джемс, К.Роджерс, Г.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов, Н.Е.Щуркова и др.);

- на концепцию личностно ориентированного образования (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, С.Л.Соловейчик и др.);

- на идеи совершенствования современного общеобразовательного т процесса (В.Л.Бенин, В.И.Загвязинский, М.И.Махмутов, В.Д.Семенов, Н.Н.Тулькибаева, Н.К.Чапаев и др.) и теории профессионального образования (С.Я.Батышев, А.Я.Найн, А.М.Новиков, Г.М.Романцев, Е.В.Ткаченко и др.);

- на теорию социально признаваемой и социально одобряемой деятельности Д.И.Фельдштейна;

- на педагогический оптимизм К.Д.Ушинского; на теорию «завтрашней радости» А.С.Макаренко; на идею «общей радости» А.С.Белкина, на принцип победного обучения В.Ф.Шаталова;

- на современные отечественные и зарубежные образовательные системы и технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности (У.Глассер, Л.И.Егорова, Г.Ю.Ксензова, С.А.Смирнов, В.Ю.Питюков, Н.Е.Щуркова и др.)

Длительность работы над опытом.

1-ый этап — начальный с 2006 года — когда обозначилась проблема (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания). На этом этапе изучались степень научной разработанности проблемы в теории и практике, составлялась программа опытно-поисковой работы. Именно в этот период я стала использовать нетрадиционные формы уроков, которые «будят живую мысль» (урок-исследование, урок — ролевая игра, урок-панорама, урок-погружение).

2-й этап (с 2007 года)- опытно-поисковый: разрабатывалась и научно обосновывалась педагогическая модель, определялись педагогические условия ее реализации, уточнялась гипотеза исследования. Я стала внедрять в практику уроки с использованием технологий, позволяющих создать ситуацию успеха на уроке.

3-й этап (с 2008года)- обобщающий: проводилась опытно-поисковая работа по созданию ситуации успеха в учебной деятельности подростков. Анализ, теоретическое обоснование, классификация и внедрение результатов исследования.

1.Использование ситуации успеха в современной школе.

1.1Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения.

Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса.

При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей

сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает

создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей

школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребёнка и выражается в целях школьной

жизнедеятельности, в её содержании, организации и средствах, а также в

характере взаимодействии членов школьного коллектива.

Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальные функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и своё бытие.

Организация учебного процесса, основанного на гуманистический

позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Рассмотрим эти условия.

В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко

не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и

неформальных связей, за характер которых он несёт ответственность перед

обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку.(3,12)

Равенство – всегда сотрудничество, но не всякое сотрудничество – равенство. Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее.(3,18) Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности. Радость сама по себе не возникает, её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека.

Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям,

принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе

ситуаций переживания успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.(3,31)

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.

В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя .(3,63)

1. 2. Теоретические основы создания ситуаций успеха.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С

социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.(1,30). Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждет определенных поступков, которые удовлетворяют его надежды (опасения) и этого же ждут от него.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников

возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,

поверить в себя.( 1,35)

1.3. Создание ситуаций успеха в практической деятельности.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ними задачей.(2,76)

Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1.Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2.Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твёрдую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться…»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4.Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5.Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».