Создание позитивного микроклимата в группе — рекомендации для воспитателей

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ

Рекомендации для воспитателей

В общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников можно использовать разнообразные методы и приёмы, проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей.

«Ковёр мира»

Представляет собой вышитое на куске ткани (1,5х1,5 м) солнце с голубем, где жёлтый круг – символ теплоты, тепла, единения, целостности; лучи – имена каждого ребёнка группы (вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, но мы вместе»); белый голубь – символ мира во всём мире.

Ковёр постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру и т.д.). Затем дети мирятся, произнося «Мирилки».

Такой «Ковёр мира» позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

«Уголок настроения»

Оборудуется в группе или раздевалке для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции.

Варианты могут быть разными. Основой «Уголка настроения» является большое полотно бумаги в виде какого-либо предмета («Солнышко», «Подсолнух», «Поезд», «Дом», «Небо» и т.п.). На полотне должно быть уделено место для каждого ребёнка (можно обозначить его фотографиями или картинками детей). На своё место дети помещают съёмные детали, соответствующие своему настроению. Это могут быть:

схематичные изображения эмоций (радость, грусть, страх, гнев, спокойствие);

предметы разного цвета: карточки, ленточки, прищепки, «лучики или бантики для солнышка», «семена подсолнуха», «звёздочки», «воздушные шарики» и.т.п.;

картинки с образным изображением настроения (капли дождя – грусть, молния – злость, солнышко – радость, тучка – тревога, снежинки – спокойствие).

Придя утром в детский сад, дети отмечают своё настроение, прикрепляя на своё место соответствующую съёмную деталь, которую они могут поменять в течение дня.





Сначала дети могут быть сосредоточены только на своём состоянии. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, оказания поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу дошкольники научатся сами обращать внимание на настроение товарищей.

Эмблема и девиз группы

Для создания в группе позитивного настроя и повышения сплочённости совместно с детьми выбирается эмблема и девиз. Тематика должна быть связана с дружбой, взаимопомощью. Например: «Как вишенки на ветке – дружат в группе детки».

Утреннее приветствие

Традиционное ежедневное: «Минута вхождения в день».

Минутами вхождения в день можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдений, раздумий и любований. Это встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом, самим собой. Разнообразные варианты представлены в брошюре Н.М.Метеновой «Доброе утро, малыши!».

Каждый понедельник после выходных: «Утро радостных встреч». Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга.

«Наши новости». Все дети приветствуют сверстника, пришедшего после болезни или отпуска, рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

«Шкатулка добрых дел»

Каждую пятницу подводятся итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в «Шкатулку» красную фишку, за каждый плохой – синюю. Таким образом определяют количество добрых и злых дел и вместе размышляют, почему так случилось.

Правила группы «Что можно делать, а что нельзя»

Для поддержания порядка предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. Коммуникативные правила регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается; каждый имеет право высказаться, но в свою очередь.

Существует определённая последовательность введения правил.

Обсуждение проблемной ситуации с детьми и выработка правила. Его краткая формулировка и подкрепление внешними средствами (наглядное изображение в виде картинки, схемы, плаката).

Закрепление правила. Для этого можно использовать «Светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нём ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила – прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет – нарушал правило всё время, жёлтый – иногда, зелёный – всегда соблюдал правило).

Создание в группе книги «Наши законы», в которую переносятся все правила, уже отработанные на светофоре. Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре, а не содрогались от окриков воспитателей. В каталоге могут быть перечислены ситуации, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков и др.

Существует также огромное количество игр и упражнений, направленных на развитие навыков сотрудничества, формирование чувства единения с группой.