Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО

«Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»

Тема: «Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»

План.

Что такое — комфортный психологический климат учебного занятия? (КПК). (Введение)

Что дает комфортный психологический климат занятий.

Слагаемые комфортного психологического климата занятий.

Умение педагога сохранять и восстанавливать комфортный психологический климат занятий.

Этапы создания комфортного психологического климата на занятии.

6.(Заключение.)

Что такое – комфортный психологический климат занятия?

Большинство педагогов отвечает: «Это когда всем хорошо!» По сути, ответ верный!

КПК – это особая (комфортная) атмосфера занятия, которая складывается в силу определенных обстоятельств:

сложившийся коллектив воспитанников;

близкое завершение какого-либо творческого дела – желанная цель занятий;

достаточно широкий фронт работ, обеспечивающий каждого интересным творческим делом.

К сожалению, такой комфортной атмосферы удается достичь далеко не всегда.

Анализ занятий, размышления, изучения психолога – педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортного психологического климата:

четкая организация занятий, когда каждый воспитанник занят интересной, трудной, но посильной деятельностью;

доверительные и доброжелательные отношения педагога с воспитанниками. Каждый педагог для ребят – старший друг, мастер, умеющий научить, помочь, подсказать;

товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.

Казалось бы, все так просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!

II. Что дает комфортный психологический климат занятий.

1.Педагогу – душевное здоровье.

Работа педагога по праву считается самой сложной и нервной. Наша российская жизнь, наш быт требует от педагога немало сил. А теперь давайте представим себе сказочную картину – на своих занятиях с детьми вы отдыхаете душой и восстанавливаете нервы. Конечно, это идеал. А идеала в жизни не бывает. Но лишь мудрые и спокойные педагоги, которые за многие годы своей работы с детьми сумели приблизиться к этому идеалу.

2.Детям – комфортный психологический климат дает модель добрых и дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.

В центр ходят дети из разных семей и в том числе немало «трудных» подростков из неблагополучных семей. Многие из таких первое время чувствуют себя совсем некомфортно. Нельзя курить. Нельзя ругаться. Нельзя плевать на землю. Но ничего. Терпят, даже следуют требованиям, и улыбаться, и говорить волшебные слова. Наши педагоги стараются поддерживать эту игру. Постепенно игра для детей и подростков становится привычкой и даже начинает им нравиться.

У подростков появляется возможность сравнивать, что лучше – циничные и жесткие отношения в какой либо дворовой компании или добрые, человеческие в ТО, это то, что называется комфортный психологический климат.

В условиях комфортного психологического климата, учебный процесс протекает гораздо эффективнее и качественнее.

Комфортный психологический климат – мощный фактор воспитания детей и подростков.

Комфортный психологический климат – дает высокую посещаемость занятий.

Организация творческой деятельности детей возможна только в условиях комфортного психологического климата.

III.Слагаемые комфортного психологического климата занятий.

Наше доброе и вежливое отношение к детям.

Известный психолог Владимир Леви утверждает: «Больше половины всего, что мы говорим детям, можно не говорить». Давайте попробуем записать на диктофон свое занятие. Далее прослушаем и убедимся, что мы, педагоги, говорим слишком много. Поучаем, критикуем, обвиняем, угрожаем. Иногда даже оскорбляем, не замечая этого.

Слишком мало мы слушаем детей и еще меньше их поощряем.

Быть вежливым и доброжелательным к детям удается далеко не всегда. У нас может болеть голова. У нас могут быть конфликты в семье. И еще тысяча причин плохого настроения, с которым мы приходим на занятия. Наше плохое настроение, как психологическая зараза, неизбежно передается детям. И не о каком комфортном психологическом климате не может быть и речи.

Необходимо выработать у себя правило – непосредственно перед занятием уделить хотя бы несколько минут для собственного положительного настроя на занятие. И обязательно начинать его с доброй, приветливой улыбки. Это достаточно трудно, почти невозможно- в течении всего занятия со всеми детьми быть вежливым и доброжелательным. Педагог не робот, он может огорчаться и радоваться. Злиться на детей и жалеть их.





Вторая составляющая комфортного психологического климата – это продуманность каждого занятия.

Все дети на протяжении всего занятия, заняты интересным делом – важнейшее условие комфортного психологического климата.

Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности вашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу. ( как бы вы не улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента – КПК занятия резко снижается.

Вот несколько правил, позволяющих сделать ваше занятие интересным и даже увлекательным:

Разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей.

Включение в структуру занятия различных игр.

Организация творческой деятельности воспитанников.

Тщательное продумывание практической части занятия.

IV. Умение педагога сохранять и восстанавливать Комфортный психологический климат занятий.

Быть педагогом, учителем, воспитателем это значит уметь сохранять и восстанавливать комфортный психологический климат занятия.

Памятка педагогу:

Улыбайтесь детям.

Сочетайте доброжелательность со строгостью.

Будьте строгими, но справедливыми.

Не поддавайтесь капризам детей.

Старайтесь понять причину их негативного поведения, а уж затем применяйте «лекарство»

Уважайте детскую взрослость, их стремление к самостоятельности.

Воспитывайте поощрением.

Будьте осторожны с критикой. Не поощряйте ябедничество.

В этой памятке сконцентрирован опыт лучших педагогов по созданию комфортного психологического климата занятия. За каждым словом памятки тысячи ситуаций. Легко сказать «…будьте строгими, но справедливыми». А если вы устали и раздражены?

На каждом занятии, почти каждую минуту возникают ситуации, требующие правильного педагогического реагирования. И вот этому грамотному реагированию нужно учиться всю жизнь, постепенно приближаясь к образу мудрого воспитателя.

V.Размышления на тему — комфортный психологический климат занятий.

Довольно часто в публикациях, по радио, телевидению можно прочитать или услышать приблизительно такие слова: «На сегодняшний день проблема морального оздоровления детской психики стоит особенно остро. Где-то с 1991 года у подростков России общечеловеческие этические нормативы (вежливость, порядочность, честность) вытесняются бандитской моралью и криминальной этикой.

Крайне важно и нужно:

Рекламировать кодекс добрых отношений.

Вырабатывать у детей позитивное отношение к жизни, уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.

Обучать молодежь основам психического здоровья, умению правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Невольно думаешь: «Кому это важно и нужно?»

Нужно и важно для всех. Ведь через несколько десятилетий дети станут взрослыми, со своей нынешней моралью и этикой.

Педагоги ДОД имеют больше возможностей (чем в школе, ПТУ), рекламировать кодекс добрых отношений, вырабатывать у детей позитивное отношение к жизни…учить умению правильно вести себя в конфликтных ситуациях и т. д..

Это, действительно так. Но сила убеждений детей и подростков СМИ, реалии жизненных ситуаций, порой, сильнее наших усилий и результат этих усилий далек от ожидаемых.

Кстати, о конфликтах, Галина Николаевна, уделяет им достаточно много внимания. Многие педагоги считают, что конфликты между детьми снижают резко КПК занятий и их нужно всячески избегать и подавлять.

Перевод межличностного конфликта в игровую. Состязательную форму – самая лучшая тактика. Желательно иметь на этот случай домашние заготовки – короткие игры на смекалку. На внимание, на скорость реакции..

После конфликта у детей часто наблюдается чувство сожаления, вины. Это самое лучшее время для воспитательных бесед.

VI.Заключение

Подводя итог сказанному, можно выделить 4 этапа создания КПК:

Планирование и подготовка занятия.

Положительный настрой на занятие непосредственно перед его проведением.

Педагогически грамотное проведение занятия.

Самоанализ только что проведенного занятия.

Хотелось бы спросить у вас: «Что, на ваш взгляд, здесь лишнее?»

Хочу подчеркнуть, что люди разные, по разному психологически реагируют на жизненные ситуации, поэтому одним нужен психологический настрой перед занятием, другим — он не нужен, но то, что это важный этап КПК, то никто спорить не будет.

Самоанализ своих занятий – лучшее средство учиться на своих ошибках. Проводить самоанализ нужно сразу же после занятия. В свете современных психологических знаний в первую очередь забываются свои ошибочные действия. Так уж устроена человеческая психика.

Только честный самоанализ своих занятий поможет вам научиться педагогически грамотно общаться и работать с детьми.