Современный урок_59722

Современный урок.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в тоже время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма организации личностно ориентированного подхода при обучении математике. Урок математики обладает целым рядом специфических особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие признаки:

-содержание урока не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики;

-в процессе овладения системой математических знаний уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать;

-при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека;

-стремление к эффективному обучению учащихся на уроке математики обусловлено и тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин;

-в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

В своем выступлении я не затрагиваю дидактические основы конструирования современного урока, так как с ними все мы с вами знакомы.

В процессе разработки урока выделяются два этапа – предварительный — это подготовка к новому учебному году, построение системы уроков по изучаемой теме и непосредственный — с разработкой очередного урока.

На первом этапе я изучаю и анализирую стандарт среднего математического образования, учебные планы, программы и учебники по математике для общеобразовательных учреждений, уточняю перечень необходимой учебно-методической литературы и учебного оборудования, конкретизирую календарный план, придумываю систему повторения изученного материала, выявляя пути реализации меж предметных связей, намечаю систему уроков по каждой теме. Изучая опыт работы учителей, в том числе и моих коллег, нахожу немало резервов совершенствования методики отбора системы уроков по каждой теме, выбираю многочисленные комбинации систем уроков по изучаемой теме. Напомню базовую систему уроков, так как с использованием базовой системы уроков удается полнее задействовать потенциальные возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности организации преподавания математики в общеобразовательных учреждениях. К урокам базовой системы относятся урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-зачет, урок-практикум, урок-экскурсия; урок-дискуссия, урок-консультация, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-деловая игра, урок-ролевая игра..

Урок математики, являясь целостной развивающейся системой, в свою очередь входит составным элементом в совокупность уроков по учебной теме и учебному процессу. В результате разработки урока определяю его тему, цели, так как рождение любого урока начинается с осознания его целей — образовательных, воспитательных и развивающих, также тип, содержание, методы и средства обучения, последовательность и продолжительность его этапов, намечаемые для проверки знаний и умений и организации других видов учебной деятельности учащихся.. Все сведения оформляю в вид плана или конспекта урока. Именно они определяют систему моих действий на предстоящем уроке. Цели,поставленные учителем и принятые даже самым слабым учеником могут побудить их к активной учебной деятельности, а значит, и повлиять порой значительно на ее результативность, на формирование побуждений к деятельности, т.е. мотивации. При всем при этом я и сама стараюсь не забывать формировать мотивацию учению с себя, передавая учащимся свою радость от решения трудной задачи или целенаправленно создавая для них «ситуацию успеха». Как известно всякое начало трудно. Не составляет исключение в этом смысле и организация начала урока. Стараюсь быть естественной, уравновешенной и приветливой. В каждом своем поступке исхожу из желания помочь учащимся учиться математике. При подготовке к урокам использую интернет-ресурсы, учебно-методические пособия, которые содержат материал, расширяющие границы учебника и дополнительные сведения, необходимые учащимся и для меня в совместной деятельности. Существенную помощь оказывает картотека личных учебно-методических пособий и презентаций к уроку. Подготовку наглядных средств и учебного оборудования к уроку веду заблаговременно.

Качество и эффективность урока зависят от того, как он организован, т.е. зависят от соответствующего решения вопросов, связанных не только с его разработкой, но и с проведением. Поэтому для успешной организации урока необходимо владеть и современными основами методики его проведения. Среди методов контроля использую устный опрос, игровые контролирующие задания, письменные работы программированного типа, тесты. Мы знаем, что тесты применяются для оперативной оценки знаний учащихся, вместе с тем фиксируется только результат, но не ход их выполнения, а у учащихся есть возможность угадывания ответа. Поэтому при проверке знаний и умений с помощью тестов сочетаю запись хода выполнения с записью выбранного ответа.

Урок математики является целостной развивающейся системой. Главное же направление этого развития видится мне в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.