Современный урок в начальной школе

Новой школе – новый урок

И.В.Шахова, учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 3 гязники

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Простая передача новых знаний, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить выполнения требований ФГОС второго поколения, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

С чего начать учителю, переходящему на новые стандарты? Наверное, прежде всего с переосмысления самого главного – подготовки и проведения урока в условиях новых требований. Любой учитель-практик знает, что урок для него начинается не со звонком, а как минимум, за день, во время составления конспекта, что традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к проведению урока. В ходе написания конспекта осмысливается то, что будет происходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса.

В настоящее время внимание к составлению проекта урока повышается в связи с тем, что, согласно новому порядку аттестации учителей и принятой методике диагностики профессиональной компетенции учителя объектом оценки становится именно проект урока. Ознакомление с ним позволяет выявить не только само умение учителя составлять конспект, но и представления педагога о современном уроке, о понимании путей реализации требований нового образовательного стандарта. В конечном счете проект урока должен отражать готовность учителя работать по-новому.

Какими же характеристиками должен обладать урок и, соответственно, его проект, чтобы удовлетворять современным требованиям?

Первое, о чём не следует забывать: в проекте должна быть отражена реализация деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Как известно, системно-деятельностный подход выступает в качестве методологической основы стандарта. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного, никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявить себя по-разному.

Например, «проблемно-диалоговый» урок в Образовательной системе «Школа 2100», по которой работают учителя нашей школы, включает следующие этапы:

создание учителем проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы (затруднения);

выдвижение версий, гипотез;

актуализация имеющихся знаний;

составление плана решения проблемы;

поиск решения проблемы – открытие нового знания;

формулировка решения проблемы и применение нового знания на практике.

Здесь чётко прослеживается мотивационная и целевая составляющие урока (создание проблемной ситуации); действия, направленные на достижение цели (выдвижение гипотез, составление плана решения проблемы, открытие нового знания); работа с «результатом» (применение нового знания на практике).

Для уроков введения нового знания деятельностный метод предполагает следующую структуру:

Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в  пространство учебной деятельности на уроке.

«Открытие» нового знания.

Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

6.   Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

      Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.

Остановлюсь на некоторых из них.

Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:

пожелания друг другу

музыкальные фрагменты

девиз, эпиграф

деформированный план урока

притчу

проблемный вопрос

рассказ о реальных событиях

На этапе  целеполагания, актуализации:

Постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,

Приемы, используемые на стадии вызова — «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку».

Технология «Ассоциативный ряд».                                     

Технология «Атака мыслей».

Прием «Верю — не верю»

На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся, такие как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Необходимо использовать жизненные ситуации, игровые технологии, практические задания, работу в парах и группах (статичных и сменного состава).

В играх (ролевых, маршрутных, конкурсных) моделируется ситуация.  В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.  

      Одной из ведущих в своей педагогической деятельности считаю задачу развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. При этом ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода,  применительно  к  системе  начального  образования,  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться. Расшифрую  так:

ИСКАТЬ – опрашивать  окружающих,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию;



ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

Учителю, работающему по новым стандартам надо знать, что важнейшим признаком урока, ориентированного на ФГОС, является также наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям (УУД). Формирование УУД должно стать важнейшей целью если не каждого, то большинства уроков. При этом структура целей (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, часто формулировались настолько формально или обобщённо, что теряли всякий организационный смысл. Например, часто встречаемую в конспектах цель «формирование любви к природе» можно соотнести практически с любым уроком естествознания. Такого рода цели в стандарте отнесены к целям-ориентирам; их уместнее отражать в рабочих программах, нежели в планах урока. С учётом сказанного цели урока можно классифицировать следующим образом:

а) непосредственно относящиеся к изучаемому предмету, отражающие предметные знания, умения;

б) метапредметные, относящиеся к формированию тех или иных УУД.

При формулировании предметных целей следует акцентировать внимание на умения, а не на знания. Именно умения будут главным объектом диагностики образованности школьников.

В связи с ориентацией нового стандарта на результаты образования, возможен и другой подход к определению целевых установок: в качестве целей или задач урока отражаются «планируемые результаты», которые тоже можно классифицировать по вышеназванному принципу.

В стандарте УУД сформулированы в виде требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Так, в частности, называются «овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, формирование умения

планировать и оценивать учебные действия, использование знаково-символического моделирования, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации» и др. Общий подход к оценке здесь следующий: чем больше в конспекте урока можно обнаружить заданий, направленных на формирование, развитие УУД, тем выше его качество. Стоит отметить, что этот подход целесообразен для 4-го и, возможно, 3-го классов. В 1-м и 2-м классах перечень УУД ограничен, и оценка должна ориентироваться на программу их формирования. При разработке такой программы учителю следует привести названные в стандарте УУД в соответствие с той образовательной программой, по которой он работает, и распределить их по годам обучения.

Для учителей, работающих по программе «Школа 2100», это уже сделано. Например, формирование такого регулятивного умения, как определение цели учебной деятельности, в 1-м классе осуществляется на уровне определения учеником цели учебной деятельности в готовом виде. Во 2-м классе становится возможным уже самостоятельное определение школьниками цели учебной деятельности. В 3-м классе ребёнок учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель деятельности совместно с учителем, искать средства её осуществления. В 4-м классе предусматривается самостоятельное обнаружение проблемы учеником и, исходя из этого, самостоятельное определение цели деятельности.

Как видим, в данном случае становится принципиальным соотношение действий учителя и ученика. В одних случаях школьник действует с помощью педагога, в других – самостоятельно. На практике же бывает, что цель деятельности просто сообщается учителем, а ученики в определении целей не участвуют. Нередки также случаи, когда цель учебной деятельности вообще не доводится до обучаемых. Примерно та же ситуация возникает и при оценивании достигнутых результатов. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более отчётливо в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность школьников. Таким образом, ещё одним критерием оценки урока и его проекта будет степень вовлечения в работу с УУД самих школьников.

Безусловно, есть и другие позиции, по которым можно оценивать качество проекта, степень его ориентированности на стандарт. Например, важны реализация межпредметных связей, поскольку контрольные задания для школьников во многом будут носить интегрированный, межпредметный характер (интеграция на основе курса «Окружающий мир»); отражение дифференцированного подхода; включение дополнительных приёмов мотивации обучения и др.

И последнее. Учителям, начинающим работать по новым стандартам, важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.



Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Только тем, кто изучил особенности ФГОС, сумел принять новые требования и перестроить свою педагогическую позицию, можно смело идти вперед, не боясь трудностей; потому что НОВАЯ школа начинается с НОВЫХ уроков. Будем продолжать учиться учить по-новому, накапливать опыт и делиться с коллегами!



Использованные источники:

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008г.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе – Москва, 2010г.