Современный урок музыки-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся

Региональный конкурс

«Грани педагогического исследования»

Современный урок музыки –

развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся.

Автор работы: Моисеева Вера

Семёновна

Занимаемая должность: учитель

музыки

Соавтор: Чуркина Маргарита

Владимировна

Занимаемая должность: учитель

английского языка

Место выполнения работы:

МОУ Лицей № 15 Заводского

района гаратова

Современный урок музыки –

развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся.

Музыка пробуждает воображение,

фантазию ребенка, обостряет

восприятие окружающего мира,

углубляет представление о предметах

и явлениях, то есть активизирует

творческие силы разума.

В.А.Сухомлинский

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки»? Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством. Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки.

Особенность школьного урока музыки объясняется не столько местом его проведения, сколько требованиями, которым он должен отвечать. Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается как процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению, результатом которого должно стать приобщение в музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как целенаправленное педагогическое воздействие на человека. Такой взгляд на характер музыкального воспитания в школе является непродуктивным. Он не соотносится как с современными тенденциями гуманистического подхода в образовании и воспитании, так и с особенностями восприятия музыки. Непродуктивным он является и потому, что ребенок так и не осваивает тех способов взаимодействия с музыкой, а значит, сужается круг возможностей для его самореализации, самовыражения. Учитель же, либо начинает воспитывать ребенка искусством, декларируя перед ним чуждые ему авторитетные мнения, либо учить искусству, больше заботясь при этом о значении музыкальной культуры, чем о самом ребенке.

Какой урок музыки имеет право называться современным? Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога. В основе современного урока лежат три постулата:

«Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя».

«Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

«Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли ценности и никогда – в роли средства» [6 ].

ФГОСы второго поколения ориентируют учителя и учащихся на три вида результатов образования: личностные, предметные и метапредметные.

Какие же метапредметные умения могут быть сформированы на уроках музыки? Это — наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.

Интересным и эффективным способом достижения этих результатов являются комбинированные уроки. Использование музыки в процессе обучения иностранному языку способствует:

1) достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации;

2) совершенствованию навыков произношения, развитию навыков и умений чтения и аудирования;

3) обогащению словарного запаса и т.д.

4) помогает преодолевать языковой барьер.

Музыкальная деятельность позволяет учащимся почувствовать себя комфортно, активизирует непроизвольное запоминание и развивает творческие способности. Иноязычная речь воспринимается легче, если положить текст на мелодию, ведь пение для детей – знакомый, доступный и любимый многими вид деятельности. Замечено, что деятельность на фоне музыки не только помогает лучшему запоминанию материала, но также снимает усталость и напряжение. Кроме того, развивается музыкальный слух учащихся, что играет важную роль в изучении английского языка. Цель комбинированных уроков, так называемого «музыкального английского», – создание условий для успешного формирования речевой, языковой, музыкальной и учебно-познавательной компетенций через повышение мотивации, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся[3]. Примерами таких уроков могут быть:

комбинированный урок музыки и литературы в 8 классе «Любовь — вечная тема в искусстве». На уроке учащиеся знакомятся с общим творением двух великих людей: М.И. Глинки и А.С. Пушкина, узнают много интересного об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье»; рассуждают о современности темы любви в поэзии и музыке в наше время.

комбинированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме « Культура России в 19 веке. Живопись, музыка». Целью урока является сформировать у учащихся представление о российской культуре 19 века, обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения искусства.

Во время комбинированного урока музыки, литературы и английского языка «Музыка Рождества» у учащихся формируются знания о празднике Рождество, о культурных и музыкальных традициях разных стран

( Приложение 2). Использование музыки на уроках, посвящённых изучению истории гибели «Титаника», помогает сделать урок эмоционально-проникновенным. Изучение творчества группы «Битлз» невозможно представить без её музыки. Эти уроки приобщения к мировой музыкальной классике повышают и мотивацию к изучению языка.

комбинированный урок (музыка, литература) по теме «Образ зимы в искусстве» в 6 классе можно учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы, корректировать работу с опорой на эмоциональные впечатления и учить детей работать в коллективе.

В современном учебно-воспитательном процессе приоритетная роль принадлежит таким технологиям, методам и приёмам обучения, которые позволяют вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей личности. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся. Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно и необходимо с помощью гуманитарно -деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром в целом, с другими людьми [1 ].

Педагогические усилия учителя музыки должны быть направлены не на то, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Если цель учителя планируется до урока , то ученическая цель появляется непосредственно на уроке. О том, что цель принята учащимися, можно говорить только тогда, если она побуждает их к деятельности. Учителю же необходимо владеть способами, порождающими цели своих учеников, и уметь управлять ими. Существуют следующие дидактические приёмы, способствующие формированию ученической цели на уроке, например, проблемный вопрос, практическое задание, творческое задание и др. Примеры проблемных вопросов: «музыка состоит из звуков. Можно ли увидеть музыку?», «Если музыкальные звуки живут повсюду, как определит, где находится Родина музыки?» Задания, используемые учителем, должны быть познавательными, так как они открыты для обсуждения и их корректировки детьми. Примером творческих заданий могут быть следующие: «Предложите идею памятника музыкальному произведению…», «Каким способом без помощи голоса человек может исполнить песню?» и т.д.

Основными формами реализации программного содержания на уроках музыки являются слушание, пение, движение под музыку и т.д. Дети поют, играют, слушают, выполняя эти действия как требования, пришедшие извне. При этом их способности, возможности «подгоняются» под эти требования. Собственно детей можно разделить на поющих и гудошников, музыкальных и немузыкальных, способных и неспособных, но любая встреча ребенка с музыкой должна стать значимым для него и долгожданным событием, организовать которую и должен учитель.

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные). (Приложение 1)

Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке, разработанная Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, УМК «Система Л.В. Занкова». Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.

Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… . Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его .Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… . И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра:

Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и… поем звук «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление, первое активное познание.

Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые разные. Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.

- А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна шторами. Создаст он новые мелодии?

- Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с людьми.

- А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа, происходящие вокруг нас события, человеческие чувства?

- Это человеческая жизнь.

Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в жизни, значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной драматургии, мы возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка – это жизнь, значит и жизнь музыкальных образов проходит по законам человеческих отношений: иногда эти образы живут в музыкальном произведении мирно, дополняя друг друга (увертюра к опере «Руслан и Людмила»), а иногда находятся в противоречии, конфликте («Эгмонт», «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского).

Играем в музыкальные игры:

«Попробуй, собери». Предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений. Задача ребят, после прослушивания быстро и правильно составить цепочку – фамилия композитора, название произведения.

«Музыкальная шкатулка». Каждый из детей или желающие создают и постепенно заполняют свои музыкальные шкатулки. Здесь может быть и табличка с фамилией композитора, название музыкального произведения, интересный факт из жизни композитора, стихи, эпитеты, возникающие как ассоциация и характеризующие отдельные моменты произведения. Каждый месяц сокровища музыкальной шкатулки показать учителю, друг другу.

Колыбельная песня. С неё начинается жизнь и детство ребёнка. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться…

А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся, представим себе мамино лицо, мамины глаза и послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая и красивая, как мама. И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь несколько раз повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. И каким бы голосочком, какую бы «несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома маме, это станет отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Это и есть начало – начало пути к созданию музыкального образа. Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для них многие музыкальные понятия.

Большинство творческих развивающих заданий на уроках музыки связано с ассоциацией. Ассоциация, являясь объединяющим звеном в психологии психических познавательных процессов, послужила основой для целого ряда методов. Весь спектр приемов был объединен в 4 блока, которые рассмотрены в работе С. Казаковой «Творческие задания на уроке музыки» [2 ]:

блок умственной ориентировки,

блок аудиального развития,

блок эмоционального развития,

блок творческой направленности.

Первый блок заданий — “Интеллектуальная зарядка”.

В серии заданий на сообразительность и смекалку предполагается прослушивание музыкальных произведений и выделение общих и различных признаков при их сравнении между собой; исполнение произведения с изменением его настроения или характера.

Выполнение другого задания предполагало умение подобрать как можно больше музыкальных аналогий к изображениям различных по сложности, форме и цвету фигур – “облакам”, “теням”, “пятнам краски”. Еще один вариант предусматривал прослушивание двух разнохарактерных музыкальных произведений и подбор к ним характеристик-синонимов или сравнений, т. е. ассоциирования качества предмета со схожим качеством другого предмета.

Ещё один тип задания предполагал сочинить как можно больше названий, отражающих суть музыкальных произведений (то есть превратить внепрограммную музыку в программную).

Второй блок заданий — “Аудиалъный контакт” – развивал внимание и память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение “слушать” и “слышать” музыку. Согласно статье С. Казаковой, авторы методики ставили задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. Постепенно, помимо физиологических ощущений, учащиеся обращали внимание на оттенки своего настроения. В конце исследования учащиеся передавали целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Метод “Словарь” способствует расширению активного словарного запаса школьников. Учитель предлагает детям список слов-настроений, к которому ребенок может обратиться при затруднении.

Третий блок – “Эмоциональный калейдоскоп” – был направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.

В заданиях на соотношение жизненных и художественных эмоций, учащимся предлагалось прослушать два разнохарактерных произведения, а затем соотнести их с собственным эмоциональным состоянием и выбрать наиболее подходящее своему настроению. При повторном слушании – выразить свое настроение в цвете, линии, элементах орнамента, сравнить собственные переживания с воплощением в музыке и рисунке.

Метод “Фотография” позволяет в ходе восприятия интуитивно отразить в рисунке созвучные музыке зрительные образы.

Четвертый блок заданий — “Творческий марафон” – развивал умственную гибкость учащихся, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память.

В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование. Развитию тембрового фантазирования детей способствовали задания, в которых было необходимо:

узнать тембр голоса или инструмента;

создать тембровые импровизации на тему природы,

сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

составить музыкальные партитуры различных обстоятельств жизни (данные задания лежат в основе метода “Из жизни в музыку”). Например, для развития ассоциативного мышления особенно благодатны темы “Музыка и литература” и “Музыка и живопись”. Тема “Можем ли мы увидеть музыку?” ориентирует педагога на развитие воображения учащихся. Методы организации восприятия должны быть направлены на создание взаимосвязей между слуховыми и зрительными образами. Всегда уместен вопрос: “А какие цвета вам потребуются, чтобы изобразить свое настроение?”.

Интересен метод “Из жизни в музыку”. Этот метод нацеливает внимание учителя на построение вводной беседы перед восприятием музыки, чтобы оттолкнуться от события в жизни ребенка и, таким образом, подготовить школьника к восприятию музыки композитора-классика на сходную тематику.

В целом, трудно переоценить позитивное воздействие музыки на развитие человека. Музыка развивает ум, способность учить, а также повышает коэффициент интеллекта.

Способность музыки улучшать память довольно загадочна. Музыка Моцарта или эпох барокко с типичным ритмом 60 бит в минуту, активирует и левое, и правое полушарие мозга. Благодаря этому, люди легче запоминаю информацию, в то время как память сохраняется дольше. Изучение само по себе задействует левое полушарие, а музыка – правое. Более того, занятия, которые требуют активности обоих полушарий – такие как игра на музыкальных инструментах и пение – развивают мозг и улучшают его способность перерабатывать информацию. Благодаря музыке становится легче вспоминать какую-либо информацию. Исследования установили, что некоторые виды музыки являются прямо-таки «ключами» к воспоминаниям. Информация, усвоенная по время прослушивания какой-либо песни, может быть воспроизведена с легкостью, если Вы просто мысленно проиграете данную мелодию.

Музыка развивает концентрацию и внимание. Весь потенциал музыки еще неизвестен людям, но уже ясно, что музыка влияет на нас на уровне тела, мозга, эмоций и энергетики. Именно поэтому, необходимо очень внимательно относиться к тому, что слушаем мы и наши дети. Именно учитель музыки и может и призван сформировать музыкальные вкусы наших детей, их умение слушать и понимать хорошую музыку.

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников. Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности ребёнка, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России. На уроках музыки закладываются основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры.

Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. А это зависит от профессионального уровня самого учителя и от его общей культуры.

Приходя на урок, учитель должен помнить о том, что настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль.

Литература.

1. Затямина Т.А. Современный урок музыки./Т.А. Затямина.- М.: Глобус,2008.-167с.

2.Казакова С. Творческие задания на уроке музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006.– №2. – С. 14-17.

3. Лакоценина, Т.П. Современный урок в школе : Ч. 6 : Интегрированные уроки : научно- практич. пос. для учителей, методистов, студентов пед. учебн. заведений, слушателей ИПК / Т.П. Лакоценина. – Ростов_н/Д. : Учитель, 2008. – 256 с.

4. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004. – 136 с.

5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е.А.Смолина.- Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

6. Щуркова Н.Е. Культура современного урока./ Н.М. Щуркова -М.,2000.-112с.

Приложение 1.

Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.

1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)

2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

а) духовые,

б) струнные,

в) ударные,

г) русские народные, и. т. д.

3.Сравнить по рисунку: скрипка- балалайка, установив

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка — струнный щипковый, скрипка — струнный смычковый; у каждого инструмента — свой тембр; внешние признаки — форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

арфа — гусли

труба — рожок

ложки — барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)

песня — пьеса

песня — романс

концерт — симфония

куплет — припев

- колыбельная – частушки.

В звучащем варианте:

«Вальс» Штрауса — «Вальс» Шопена

«Рондо» Моцарта — «Лакримоза «Моцарта.

4. “Лишнее слово”

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш

д) симфония, песня, пьеса, соната.

Соотнести: — с именем композитора.

а) портрет,

б) фрагмент его биографии,

в) фрагмент истории создания произведения,

г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

6. Диктант (письменно):

Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.

Задание к диктанту:

а) объяснить значение подчеркнутого слова.

б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).

7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

Зимний пейзаж ———> (Концерт для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди).

Одинокая фигура молящегося ——> («АВЕ МАРИЯ» Шуберта).

Изображение гнома, Бабы-Яги ———> (» Гном», «Баба-Яга» М.П. Мусоргского).

«Царевна Лебедь» Врубеля ——->(Опера Н. А. Римского-Корсакова. «Сказка о царе Салтане»).

8. Продолжить ряд:

а) органист, трубач … (профессии музыкантов — исполнителей ).

б) виолончель, гусли… (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский… (фамилии композиторов, без деления на отечественных и зарубежных).

9. Сгруппировать:

Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. ( Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики ).

10. Составить логическую пару слов:

а) гармонь — баян («родственники»), гармонь — балалайка (русские народные инструменты),

б) песня — куплет (часть песни), песня — хор (хоровое исполнение песни)

в) дирижер — оркестр (руководитель)

г) Бах — орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.

11. “Базовое слово”:

Мусоргский М.П.

XIX век.

русский композитор.

пьеса » Гном «.

пьеса » Богатырские ворота «.

цикл » Картинки с выставки » и. т. д. (закрепление пройденного материала).

12. Поставить слова, определяющие жанр:

а) » Щелкунчик » (балет),

б) » Снегурочка » (опера),

в) » Елочка » (песня),

г) » Медведь » (пьеса).

13. Доказать:

а) песня = полифоническое произведение

(при каких условиях может существовать это утверждение ? …. если песня будет многоголосной, значит не сольной, а хоровом варианте звучания ).

б) песня — = пьеса (привести пример).

14. Допишите слово:Барбаритон.

Фа.фагот.

Ророжок.

ОРоркестр и т.д.

15.“Звучащая викторина”: определить по фрагменту -

а) тип оркестра,

б) тип хора,

в) инструмент,

г) солирующий инструмент,

д) жанр — назвать произведение и автора.

16. Установить возможные логические связи:

(Акцент на правильно сформулированный ответ).

17. Ассоциативная форма мышления (при повторении пройденного материала)

Назвать (записать) 5 — 6 слов. Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония,

кафедра, » король » инструментов).

Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).

18. «Свернуть»:

Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые — виды русских народных песен.

19. «Развернуть»:

Музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные, народные.

20. Анализ музыкального произведения: — по предложенному учителем плану:

а) характер.

б) жанр.

в) музыкальный образ.

г) исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение — оркестр.

21. Различные головоломки, ребусы, шарады, софизмы (гибкость, критичность мышления):

Бокал ———> вокал.

Репетиция симфонического оркестра. В ходит опоздавший балалаечник … Как поведет себя дирижер? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил? (Нереальная ситуация … В составе симфонического оркестра нет группы балалаек)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст