Современный урок литературы Задачи и проблемы

Методическая разработка

«Современный урок литературы. Задачи и проблемы».

Выполнила: Азмуханова Рамзия Иршатовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большецильнинская средняя

общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципальногорайона РТ.

Рецензент: Габдулхаков Валерьян Фаритович,

завафедрой русского языка, литературы и

методики их преподавания, профессор КФУ.

Оглавление

Введение…………………………………………………… 2 стр.

II. Основная часть

II.1.Проблемы преподавания русской литературы в татарской

школе на современном этапе …………………. ………………2 – 3 стр.

II.2. Особенности подготовки, организации и проведения

современного урока литературы ……………………………4 – 10 стр.

III. Подготовка учителя к уроку……………………………… .10 – 14стр.

Введение.

Притча. Ученик, желая испытать учителя, принёс в руке пойманного

мотылька. При этом он рассуждал так: «Спрошу учителя, жив этот

мотылёк или мёртв?». Если скажет- мёртв, раскрою ладонь, и моты-

лёк улетит, а если ответит – жив, сожму пальцы, и он погибнет.

Учитель ответил: «Всё в твоих руках!»

В жизни каждого человека независимо от того, сколько ему лет, бывают и огорчения, и радости, и любовь, и восторг, и ревность. Но чувства эти проявляются по – разному. И многое зависит от того, как воспитывался человек.

В детстве переживания бывают особенно остры, а ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек иногда не может сказать, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер. И немаловажную роль в этом играют, конечно же, книги. Хорошая, вовремя прочитанная книга поможет человеку разобраться в сложных жизненных ситуациях, найти ответы на волнующие его вопросы или просто обогатить его духовный мир.

В детстве нет незаметных происшествий. Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но только через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубили их. И задача каждого педагога – помочь взойти семенам добра. И, несомненно, главную роль в этом процессе играет учитель словесности.

II. 1.Проблемы преподавания русской литературы в татарской школе

на современном этапе.

Задачами курса русской литературы в татарской школе являются ознакомление учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями.

Согласятся со мною многие учителя литературы (я в этом уверена), что это очень сложный и трудоёмкий процесс, так как этот процесс протекает в условиях отсутствия русской речевой среды. Учащиеся татарских школ слышат живую русскую речь и пытаются высказывать свои мнения только на уроках русского языка и литературы.

Это первая причина, и известна она всем.

Вторая причина скрывается не только в нежелании читать произведения русских писателей, а скорее в том, что пятиклассник, нередко и девятиклассник, не понимает, о чём он читает. Ведь искажённое понимание одного предложения или непонимание смысла слова вообще приводит к неправильному восприятию поступков героев, а потом – и всего художественного произведения.

Третья причина – это объём домашних заданий. Ведь наряду с произведениями русских писателей, учащиеся татарских школ изучают произведения татарских писателей, пишут сочинения, заучивают наизусть. А количество часов по учебному плану, отведённых на изучение родной и русской литературы, одинаково.

И в связи с этим в настоящее время в преподавании русской литературы в татарской школе существует немало негативных тенденций: схематизм, формализм, социологизм, беглое и поверхностное ознакомление учащихся с общим содержанием изучаемых литературных произведений.

Но как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьёзному чтению?

II.2. Особенности подготовки, организации и проведения современного урока литературы.

Изучая опыт других учителей, анализируя свою собственную работу, я пришла к выводу, что цель эта достигается при соблюдении нескольких принципиальных условий.

Первое, основополагающее, в татарской школе, на мой взгляд, это правильное, неискажённое восприятие, понимание художественного текста.

Бедность словарного запаса учащихся приводит к тому, что учащиеся, прочитав небольшие произведения по объёму 2 –3 раза, даже не понимают его. И когда рассказ даётся на самостоятельное чтение на дом, на вопрос: «Понравилось ли вам произведение, какое впечатление произвели на вас герои?» учащиеся нередко отвечают: «А мы не поняли, о чём там идёт речь»: Поэтому для меня комментированное чтение художественного произведения на уроке в V – VI классах, драматических произведений в VII – IX классах, лирических произведений («Двенадцать» А.Блок, «Реквием» А.Ахматова, «Анна Снегина» С.Есенин и др.) даже в X – XI классах является первым и важнейшим шагом к усвоению содержания художественных произведений русской литературы в татарской школе.

Приведу пример из опыта работы.

Когда по мотивам художественных произведений показывали фильмы по телевидению, я обычно заранее предупреждала учащихся, чтобы фильм ребята посмотрели. Не скрываю, как я ошибалась, думая, что ребята посмотрят фильм и возникнет у них потребность поделиться впечатлениями на уроке. Этого, к сожалению, не случалось. На следующий день на мои вопросы, при помощи которых я пыталась вызвать их к откровенному разговору, они опускали глаза или просто молчали, объясняя это тем, что они не досмотрели фильм до конца или посмотрели только одну серию.

Четыре- пять лет назад я была уверена, что предупреждать старшеклассников о трансляции художественных фильмов, снятых по мотивам художественных произведений классиков, бесполезно. Помню, в 2007 году, осенью, по телевизору показывали новую постановку фильма «Война и мир». Одиннадцатиклассников я уже не предупреждала, заранее зная, что фильм они не посмотрят, так как в это время по другим каналам показывают фильмы, которые более интересны современному подростку. Непреднамеренно, как – то случайно по ходу урока, задаю вопрос: « А кто смотрел «Войну и мир?». Вдруг все сидящие в классе поднимают руки, что фильм посмотрели, что Наташу представляли они именно такой, что они заранее уже знали, что будет описана та лунная ночь, увидят тот дуб, который вернул Андрея снова к мыслям о смысле жизни – я была счастлива. Да, я увидела результаты моих трудов. Правда, у меня уже были призовые места по литературе на зональном и республиканском уровнях. Но там – отдельный, сильный ученик. А тут – весь класс.

Это доказательство тому, что непрерывная, целенаправленная работа с учащимися дает положительные результаты. Сейчас уже старшеклассникам таких предупреждений и не нужно. Дети заранее сами предупреждают меня о трансляции фильмов, а потом проходит обсуждение в классе или даже в свободное от занятий время: во время экскурсий, походов, прогулок.

Прочитать большие по объёму произведения полностью, особенно в старших классах, нет возможности. Но чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих мест – это очень важно. Этот метод подсказывает нам сама жизнь. Ведь что делают образованные родители и бабушки – дедушки, если хотят приобщить ребёнка к книге? Читают ему вслух. То, что любят сами. Из воспоминаний известных людей мы знаем, какое неизгладимое впечатление производило на гимназистов вдохновенное чтение преподавателями словесности отрывков из классиков. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Помню, как завороженно слушали учащиеся X класса эпизоды из «Войны и мира», «Преступления и наказания», «Героя нашего времени» и другие.

Помню, как сама когда – то, услышав чтение диктора по радио разговор Иешуа с Понтием Пилатом, ухватилась за роман.

Второе, немаловажное, касается трактовки художественных произведений. Наша главная задача – помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Речь идёт о том, чтобы помочь ученику, доверчиво идя за автором, увидеть и выявить в романе, рассказе то вечное, жизненно важное для нас, что в них действительно содержится. Поэтому жизненная, живая трактовка классики – самое главное.

Если мы девятиклассникам расскажем о том, что в романе «Евгений Онегин» отражены все стороны тогдашней русской жизни, что первые главы были написаны тогда –то, то вряд ли сможем вызвать интерес к чтению произведения. Но совсем другое дело, если начать разговор так: «Когда мы встречаем – в жизни ли, в книгах ли, в фильмах ли человека, который несчастлив, которого в жизни ничто не радует, всегда хочется понять: почему? Почему так случилось? Пушкинский роман – как раз о таком человеке. Давайте прочитаем и попробуем понять, почему его жизнь так безрадостна?» Или с одиннадцатиклассниками, когда приступаем к изучению драмы «На дне» А.М.Горького. Я не рассказываю историю создания, не начинаю знакомить с действующими лицами, а просто задаю очень простой и понятный вопрос: «Вы встречали в жизни людей, которые когда – то занимали хорошие посты, имели семью, детей, работу, преуспевали в жизни, а теперь оказались «на дне» общества. Дети приводят десятки примеров. К сожалению, таких примеров, в сёлах особенно, где все люди знают друг друга не только в лицо, а могут рассказать историю жизни любого семейства, очень много. А почему так случилось? Почему они оказались «на дне» общества, мы попытаемся ответить, когда познакомимся с драмой М.Горького «На дне».

Разумеется, и роман Пушкина, и драма М.Горького – ещё об очень многом. И если мы сумеем высветлить в произведениях вечное, непреходящее, они не оставят подростков равнодушными.

Согласитесь, что в школе даже «Война и мир», где о жизни сказано едва ли не всё, в значительной степени теряет свой общечеловеческий смысл. Да, эпопея, да, «мысль народная», «мысль семейная», «роль личности в истории». Но для обычного читателя это, прежде всего, роман о людах и об их каждодневной жизни (как и любое по – настоящему художественное произведение). О двух путях, которые мы выбираем. Один – стремление исключительно к внешнему благополучию (богатство, карьера, власть, развлечения), другой – поиска ценностей духовных, содержательной, наполненной жизни, то есть жизни не только для себя. И самое главное – донести это до учащихся.

А что может задеть в «Преступлении и наказании» Достоевского? Не бесперспективность же «индивидуального бунта» (давно известно и не актуально). Для меня главное в этом романе протест против теории «цель оправдывает средства». Вот главная проблема романа, не потерявшая актуальности и сейчас.

Изучая произведения А.Чехова для меня важно, чтобы дети научились выявлять в реальной действительности то, что наполняет смыслом человеческую жизнь. Если цель первых уроков знакомства с творчеством писателя- выявить ту пропасть, которая разверзается перед человеком и втягивает его в себя безжалостно, грубо разрушая и духовно, и физически, («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), то после знакомства с «Ионычем» в 9 классе, мне важно, чтобы каждый ученик сказал, хотя бы про себя: «Нет, так жить нельзя. Ведь должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы предназначению человека».





К общечеловеческому содержанию художественного произведения относится и психология его героев: изображённые писателем психологические ситуации. Переживания персонажей углубляют наше понимание людей (в том числе и самих себя). Наша задача – помочь подросткам ощутить это. Но работу над этим следует начать, на мой взгляд, уже с 5 класса. («Дети подземелья» В.Короленко», «Скворцы», В.Белова «Смерть чиновника», «Ванька» А..Чехова, «Уроки французского» В.Распутина и другие). Особенно ярки в этом плане произведения А.Андреева «Кусака», «Петька на даче», «Предстояла кража», «Ангелочек».

При изучении рассказа «Петька на даче» важно обратить внимание на то, что мы вначале видим маленькую худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своём стуле, а потом – разом пробудившуюся активность героя: «он боялся опоздать», «прилип к окну», «то вертелся у своего окна», «то перебегал на другую сторону вагона». Дети рассуждают: «Глаголы помогают понять внутренний мир Петьки, его праздничное, взволнованное настроение» или «В нём проснулась жизнь, душу наполнили разные чувства».

Детям понятно, как страшно для Петьки возвращение в город. Когда анализируем последнюю часть рассказа, я обязательно задаю следующие вопросы: 1. Как воспринимает Петька известие о возвращении в город ?

2. Как понять выражение «он своевременно успокоился?» 3. «Верно ли, что детское горе не продолжительно?» 4. «Каков Петька в поезде?»

Работая над «Войной и миром», обязательно обращаю внимание на сцену расстрела «поджигателей» французскими солдатами. Казнь закончена, солдаты уходят. И тут один из них восклицает: «Это научит их поджигать!»Спрашиваю, какой человек, по их мнению, произносит эти слова… Оказывается, вовсе не самый жестокий, а, наоборот, тот , на кого казнь произвела гнетущее впечатление, кто хотел сам себя утешить… И не смог. Спрашиваю, а вы видели в жизни, как человек прикрывает агрессией свою боль, отчаяние, беспомощность? Разве не важно понимать это в нашей каждодневной жизни?

И поэтому воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью, — это , по сути, и значит воспитать «грамотного читателя» . Но не надо понимать, что «грамотный читатель»- это читатель, умеющий использовать знания по теории литературы, анализировать художественное мастерство автора. Особенности мастерства автора заинтересуют читателя только после того, как он ощутит главное: как соотносится произведение с его жизнью.

Если учитель помогает ученику, работая над произведением, самостоятельно перейти к важным жизненным выводам, к осмыслению характеров, поступков героев, нравственных закономерностей жизни, то это как раз и есть главное, к чему мы должны стремиться.

Без главного – умения видеть в великих творениях их вечный, общечеловеческий смысл – ученик никогда не будет воспринимать литературу как нечто важное для него, и даже самая виртуозная методика не поможет нам в этом.

Учитель – мастер, применяя нестандартные приёмы, может сделать интересным любой материал, может интересно трактовать художественное произведение. Но ведь это не всегда означает, что мы этим вызываем интерес к творчеству писателя.

Главное, мне кажется, в том , чтобы каждый методический приём работал на усиление эмоционального восприятия произведения.

В татарской школе уроки литературы имеют вторую, не менее важную задачу. Они являются главным в развитии связной речи учащихся в условиях отсутствия русской речевой среды. Основные качества речевых умений и навыков формируются именно в процессе преподавания литературы.

Предлагая учащимся разные тесты, работу по карточкам, самостоятельные работы, вряд ли можно развивать речь учащихся. Для этого необходимо, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мнения, не боялись ошибиться, а активно включались в обсуждение. Беседа на уроках очень важна. Однако она даёт результаты только тогда, когда вопросы действительно допускают разные точки зрения, заставляют думать и притом не противоречат непосредственному эмоциональному восприятию читателя. Вопросы должны быть хорошо продуманы, они не должны уводить в сторону от главного, что волнует сегодня подростков.

И, наконец, о домашнем задании.

Как уже было сказано, для учащихся татарских школ в сельской местности мало остаётся времени на самостоятельное чтение, так как такие же по объёму произведения они ещё должны прочитать и на своём родном языке. И несомненно, ученик выберет ту литературу, что ему ближе, понятнее, что он запомнит и сможет пересказать учителю. А если учесть, насколько сегодня ученик загружен в сельской местности (особенно весной, осенью), то можно представить реальную картину. Тут никакой Пушкин, Чехов, тем более Толстой или Платонов не заинтригуют ученика. Ученик физически не осилит это. Поэтому я очень осторожно подхожу к домашним заданиям. Обычно задаю 2-3 вопроса, для ответа на которых нужны знание содержания и отдельных эпизодов, деталей или же поисковые или творческие задания. Это хорошо видно на примере уроков по творчеству А.П.Чехова «Ионыч» и по драме А.П.Островского «Гроза». (приложение). На принудительное чтение объёмных, трудных для восприятия произведений стараюсь не давать. Знаю, это вызовет только негативное отношение к урокам, к литературе. А мне важно, чтобы ученик, прочитав произведение, не забыл его, а чтоб у него появилась потребность перечитывать это произведение, обсудить его, поделиться впечатлениями, посмотреть фильм и сравнивать.

Вторая сторона – принудительное заучивание наизусть. Моя задача – так построить работу над поэзией, чтобы учащимся захотелось запомнить полюбившиеся стихотворения. Сначала таких обычно бывает немного, но обязательно оценки должны быть положительными! Остальные готовятся к выразительному чтению в 5-8 классах, а в 9-11 классах – к анализу с цитированием наизусть полюбившихся ученику строк или строф.

Я не сторонница того, чтобы учащиеся 5-8 классов пересказывали содержание отдельных глав или рассказа целиком. (Я очень хорошо знаю, как это сложно!) Для меня важно, чтобы ученик полюбил книги, читал их с удовольствием, а не со страхом и слезами на глазах: «Как же я всё это запомню?!» (Знаю по собственному опыту и по своему ребёнку). Пусть ребёнок читает, переживает вместе с героями, а потом на уроке поделится с товарищами. Ответит на вопросы, расскажет полюбившийся эпизод, нарисует словесный портрет, картину и многое другое.

Вот, собственно, и все несложные условия, выполнение которых в совокупности сделает для наших учеников изучение литературы делом нужным и любимым.

III.Подготовка учителя к уроку

(Вместо заключения)

Эти рекомендации может пропустить человек с опытом, ибо оно написано для начинающих словесников.

Как учитель литературы готовится к уроку?

Ознакомившись с программой, смотрит учебник, потом изучает методические пособия и различные рекомендации. Затем стремиться «начитаться» как можно больше самой разнообразной литературы по изучаемой на данном уроке теме и собрать как можно больше средств наглядности. После этого наступает самый мучительный момент – отбор материала. И в результате учитель перед уроком испытывает чувство неуверенности, так как не хватает времени на обработку и систематизацию отобранных материалов. Чтобы добиться хороших результатов, мне кажется, надо начать с самого простого- с вопросов, которых ставит перед собой учитель.

Что я буду делать на предстоящем уроке? Что буду изучать с учащимися?

Какие вопросы следует выделить? Какие идеи, понятия изучаемой темы будут ведущими?

Какие трудности могут возникнуть , как их можно преодолевать?

Какие приёмы и средства могут вызвать интерес учащихся к теме?

В какой мере мои ученики подготовлены к восприятию нового материала?

Какие приёмы, средства сделают доступным сложные вопросы темы?

Какие из образовательных, развивающих и воспитательных задач должны быть решены на данном конкретном уроке?

В какой форме я проведу урок?

Мой многолетний опыт по данной методике показывает , что она даёт положительные результаты.

Мы, учителя, обычно держим ученика на поводу. На уроках литературы он более свободен, раскован. Здесь он учится аргументированно, с текстом в руках спорить, демонстрирует самостоятельность мышления. На таком уроке он ощущает роскошь общения, учится культуре общения. И главное – развивается речь у учащихся.

Обмен мнениями на уроке ограждает ученика от школярства в ходе последующей работы над сочинениями, в них будет меньше выражений, перекочевавших из толстой книги в тоненькую тетрадь, в них чаще и смелее будет звучать собственное «я».

Морально-этическая польза подобных уроков несомненна: ведь мы ищем истину, пропускаем через себя правильные ценности, уясняем моральные категории, проще говоря, учимся жизни.

И, наконец, у книг поступь медленнее, чем у других видов искусства. Дети обычно подолгу и без большого интереса читают художественный текст. А при подготовке к урокам – диспутам, урокам – размышлениям и.т.д., как показывает опыт, текст читается быстро и с интересом большинством учащихся.

Как же готовиться к урокам литературы ?

Первое – это оформление урока (выставки, афиши, необычная расстановка мебели).

Важно к уроку, если это урок – диспут, составить свои законы, шутливые и серьёзные.

Важно правильно подобрать вопросы для обсуждения. Можно предложить их побольше, а затем, вместе с ребятами, выбрать не более четырёх, поставить их в определённом порядке по степени важности для темы урока.

Нельзя пренебрегать и «копилкой» учителя. В ней всё может пригодиться: и ответы из экспресс- анкеты, и отрывки из школьных сочинений, афиши, рисунки, высказывания «мудрых мира сего», поэтические заставки, грамзаписи, только что или ранее прошедшая теле- или радиопередача, обязателен текст произведения с пронумерованными согласно вопросам урока – закладками – словом, нужен «союз искусств»,в котором эмоциональный настрой для урока – удовольствия будет давать музыка. Она должна подчёркивать лейтмотив урока.

Но самое главное, учитель выигрывает урок, если сумеет перекинуть мостик от обсуждаемого произведения к сегодняшним проблемам и выдержит темп обсуждения.

Нельзя подавлять учащихся авторитарностью, особенно тогда, когда выступающий высказывает мнение, так как урок ещё не заканчивается звонком. Впереди — обсуждение и после урока, впереди – сочинение, впереди вся жизнь.

Возвращаясь к притче об ученике и учителе, хочу добавить: растолковать притчу можно по-разному. Находчив ученик или мудр учитель. Я могу сказать одно: вряд ли подойдёт ко мне мой ученик с таким намерением или захочет погубить это живое создание. Этого точно не случится!

Результативность работы видна в следующих таблицах

Количество выпускников, обучавшихся в классах , награждённых золотыми и серебряными медалями.

№ п/п

Учебный год

Количество медалистов

Ф.И.О.ученика

1.

2.

3.

4.

2003 – 2004

2006- 2007

2007-2008

2011-2012

1 (золото)

1 (серебро)

1 (серебро)

2 (серебро)

3 (1 золото, 2 серебро)

Сафина А.Р.

Алиуллова Л.Н.

Хаярова А.А.

Низамова Г.Н.,

Сабирзянов И.И

Хакимова Л.Н., Халимова А.Ф., Шигапова Г.Н.

Индивидуальные достижения учащихся

на предметных олимпиадах.

№ п/п

Учебный год

Предмет

Класс

Уровень

Место

Ф.И.О. ученика

1.

2002/2003

Литература

9 класс

Республиканский

3 место

Халимова А.Г.

2.

2005/2006

Литература

9 класс

Зональный

Республиканский

1 место

5 место

Шагаева Р.Р.

3.

2006/2007

Литература

10 класс

Муниципальный

2 место

Шагаева Р.Р.

4.

2010/2011

Литература

10 клас

Муниципальный

Республиканский

1 место

Участник

Хакимова Л.Н.

5.

2011/2012

Литература

9 класс

Муниципальный

Республиканский

1место

участник

Багаутдинов Ф.Ф.

6.

2012/2013

Литература

Муниципальный

Республиканский

1 место

участник

Багаутдинов Ф.Ф.

Результаты единого государственного экзамена по литературе.

Учебный год

Предмет

Ф.И.О выпус-кника

Количес-тво набран-ных баллов

Средний балл по району

Средний балл по РТ

Средний балл по РФ

2011-2012

Литература

Шигапова Г.Н.

60

62,7

56,3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст