Современный урок как целостная динамическая система

«Современный урок как целостная динамическая система».

Содержание

1.Актуальность темы.

2.Основные элементы урока как целостной динамической системы.

3.Целевая установка. Её значение.

4. Содержание учебного материала.

5.Основные этапы урока. Их взаимосвязь.

6.Тип урока. Его взаимосвязь с целевой установкой.

7.Выбор методов и приемов.

8.Выбор формы учебно-познавательной деятельности.

Урок — организационная форма образовательного процесса, направленного на реализацию триединой дидактической цели (ТДЦ). Урок должен обладать целостностью и логической завершённостью, это некая система, состоящая из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Это взаимодействие и обеспечивает получение интегрального результата. В теории и практике стержневой вопрос – структура урока, логическое расположение и связь элементов, обеспечивающих основное качество урока как системы – его целостность, композиционную завершенность.

Структура урока – это отдельные элементы образовательного процесса, которые определяются ТЦД и подцелями, решение которых даёт реальный результат.

Триединая дидактическая цель – системообразующий фактор, объединяющий все этапы в единое целое. ТДЦ объединяет обучающие, воспитательные и развивающие цели. При этом их соотношение, значение может быть различным и зависит от содержания материала, вообще, от всех элементов урока и уровня подготовленности учащихся.

Содержание учебного материала составляет основу каждого этапа урока. Всё, что должен ученик усвоить и что способствует усвоению материала, во многом зависит от подбора задач, заданий, вопросов, наглядного материала и т.д.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Формы организации познавательной деятельности учащихся – это система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную учебно — познавательную деятельность, результатом которой должно стать достижение ТДЦ.

От чего же зависит качество урока? В первую очередь от целостности этой системы, органичного сочетания всех её элементов.

Чередование этапов урока, их соотношение должно базироваться на логике процесса усвоения знаний – восприятия, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация; должно быть связано с поставленной ТДЦ и с выбором типа урока.

Возможный набор этапов урока.

1.Организация урока. Его начало.

2.Проверка выполнения домашнего задания. Цель этого этапа – выявить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранение обнаруженных пробелов, совершенствование знаний и навыков.

3.Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности. Цель: подготовка учащихся к предстоящей деятельности, актуализация опорных знаний.

4.Усвоение новых знаний. Цель: сформировать представление об изучаемых фактах и их сущности, на их основе вырабатывать умения.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Цель: выяснить осознанность усвоения нового, устранить пробелы, на этой основе решить – можно ли переходить к следующему этапу.

6.Закрепление знаний. Цель – применение знаний, их вторичное осмысление.

7.Обобщение и систематизация знаний. Цель – усвоение системы понятий по курсу, систематизация новых понятий.

8.Контроль и проверка знаний. Цель – глубокая, всесторонняя проверка знаний, умений и навыков. Выявление недостатков, причин их появления, стимулирование школьников на самообразование.

9. Подведение итогов урока. Цель – дать анализ успешности усвоения знаний, овладения способами деятельности, обратить внимание на типичные недостатки.

10.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Основные типы уроков. Выбор основных типов уроков определяется ТДЦ и связью с другими его элементами.

1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2.Урок закрепления знаний.

3.Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

4.Урок обобщения и систематизации знаний.

5.Урок проверки, оценки и коррекции знаний и умение учащихся.

И другие типы уроков.

Основные методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивные методы, эвристический метод, исследовательский метод, метод проблемного изложения и другие.

Формы организации познавательной деятельности – это система средств, с помощью которых учитель включает каждого ученика в активную учебную деятельность. Все формы делятся на три основные группы: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Чтобы правильно определить основные элементы структуры урока, целесообразно соблюдать следующую последовательность действий при подготовке к уроку: как только вы определили (1) содержание учебного материала, надо (2) наметить цель урока, (3) определить его тип, (4) структуру урока, (5) определить – каким будет характер деятельности учащихся на основном этапе урока (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский). Только после этого подберите комплекс форм, методов и приемов.

Только при грамотном, взаимообусловленном сочетание всех компонентов урока возможно достижение ожидаемых результатов, реализация ТДЦ.